Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения / В. Л. Живов. – М.: Музыка, 1987. – 95 с.
В пособии по исполнительскому анализу для дирижерско-хоровых факультетов впервые выделен исполнительский анализ хорового произведения как самостоятельный раздел хороведения. В нем рассматриваются вопросы методики исполнительского анализа хоровой партитуры, анализа средств музыкальной выразительности и дирижерских средств их воплощения, стилистического анализа.
Предназначается для студентов дирижерско-хоровых факультетов музыкальных колледжей и вузов, преподавателей и хормейстеров.
От автора
Одной из важнейших проблем совершенствования учебного процесса в вузе являются поиски путей развития творческой самостоятельности студентов. Немалую роль в решении этой проблемы могут сыграть курсовые работы по анализу хоровых произведений, которые студенты пишут в классе дирижирования. В этих работах должны быть конкретно реализованы многосторонние знания и навыки, приобретенные ими в курсах гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, истории музыки, хороведения, хоровой литературы, методики, дирижирования. Иначе говоря, анализ хорового произведения представляет собой идеальную платформу для претворения в жизнь педагогического принципа межпредметных связей, причем, что особенно важно, в самостоятельной работе. Однако на практике студенческие анализы (или, как их называют, аннотации) представляют собой формальное перечисление лежащих «на поверхности» особенностей сочинения, без какой-либо попытки использования их для характеристики музыкального образа и вытекающих отсюда особенностей исполнительской трактовки.
Такое положение объясняется тем, что на сегодняшний день в теории и методике хороведения окончательно не определена главная цель анализа. Это, в свою очередь, делает неясной перспективу его использования будущим исполнителем и педагогом и потому рождает у студентов пассивное отношение к нему.
Данное пособие ставит своей целью определить современные требования к хороведческому анализу и, в частности, к его новому типу — исполнительскому, очертить круг его проблем и вопросов, обосновать его методику и оказать тем самым конкретную практическую помощь педагогам и студентам музыкальных и музыкально-педагогических вузов.
Следует отметить, что разные разделы и вопросы исполнительского анализа разработаны в теоретической и методической литературе в неодинаковой степени. Наиболее разработан музыкально-теоретический анализ, которому посвящены такие фундаментальные учебники и учебные пособия, как «Анализ музыкальных произведений» Л. Мазеля и В. Цуккермана, «Музыкальная форма» И. Способина, «Музыкальный язык» М. Ройтерштейна. Достаточно большое количество методической литературы посвящено вокально-хоровому анализу партитуры, вопросам работы над хоровым строем, ансамблем, дикцией. Назовем известные книги П. Чеснокова, Г. Дмитревского, К. Пигрова, А. Егорова, В. Соколова, В. Краснощекова, К. Виноградова, сборники «Работа с хором» и т. д.
Гораздо хуже разработан анализ исполнительских средств выражения и анализ средств выразительности дирижера, что связано с относительно слабым развитием теории исполнительства, в частности хорового. Это обстоятельство обусловило строение данного пособия, в котором основной акцент делается на раскрытии принципов и методики исполнительского анализа, а также его специальных разделов (исполнительские средства выразительности, дирижерские средства выразительности, вопросы стиля).
Основой пособия послужил вузовский курс «Теория хорового исполнительства», в течение ряда лет читаемый автором на дирижерско-хоровом отделении Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и на музыкально-педагогическом факультете Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
Содержание
От автора
Глава 1. Методика исполнительского анализа хоровой партитуры
- Значение анализа музыкального сочинения в работе исполнителя и педагога
- Сущность исполнительского анализа хорового произведения и его методика
Глава 2. Анализ исполнительских средств выражения
- Специфика музыкального-исполнительства
- Средства выразительности исполнителя
Глава 3. Анализ дирижерских средств выразительности
- Специфика искусства дирижирования
- Выразительные возможности дирижерского аппарата
- Дирижерские средства выразительности в области темпа, динамики, тембра, артикуляции, фразировки
Глава 4. Стилистический анализ
- Музыкальный стиль
- Исполнительский стиль
Скачать книгу в PDF-формате с [OneDrive.com]