Казачков, С. А. О вокально-хоровой фразировке: Беседы в форме рондо / С. А. Казачков / Казанская консерватория. — Казань, 2001. — 48 с.
Аннотация
Известный дирижер и педагог, профессор Казанской консерватории, основатель казанской школы хорового дирижирования, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Татарстан С. А. Казачков на основе своего многолетнего концертно-исполнительского и педагогического опыта работы с хором и оркестром размышляет об особенностях вокально-хоровой фразировки в контексте общемузыкальных закономерностей искусства фразировки и современного музыкального исполнительства.
Автор обращается к молодому поколению хоровых дирижеров и руководителей хоровых коллективов, к молодым педагогам и учителям пения.
Предисловие от автора
Вначале эта книга была задумана как попытка привести в систему многолетний концертно-исполнительский опыт работы автора с хором и оркестром и осветить особенности вокально-хоровой фразировки в ее сравнительной характеристике с богатым научным фондом по вопросу об инструментальной фразировке, созданным музыкантами разных поколений. Однако по мере того как я углублялся в эту работу, предо мной возникали негативные образы современной действительности, гримасы современной музыкальной жизни. В нынешние времена музыка нуждается в защите, взывает о помощи. Дирижеры, хормейстеры, педагоги, учителя пения, — кто кроме нас с вами может эту помощь оказать? Так родилась предлагаемая читателю форма рондо, где рефреном является вопрос о вокально-хоровой фразировке, а эпизоды заполнены раздумьями о некоторых явлениях современной музыкальной жизни.
Содержание
Предисловие от автора | 3 |
Беседа первая. Особенности вокально-хоровой фразировки (сравнительная характеристика) | 4 |
Беседа вторая. Основные общемузыкальные закономерности искусства фразировки | 9 |
Беседа третья. Цезуры и паузы, дыхание, дикция Дыхание и его роль в искусстве фразировки (16). Дикция как средство фразировки (17) | 14 |
Беседа четвертая. Артикуляция, агогика и динамикаАгогика и динамика как средство вокально-хоровой фразировки (21) | 19 |
Беседа пятая. О полистилистической дирижерской технике | 23 |
Беседа шестая (заключительная). Кризис современного музыкального искусства. В поисках выхода | 26 |
Приложение. П.Чайковский. Не кукушечка во сыром бору. Слова Н. Цыганова | 31 |
B. Шебалин. Зимняя дорога. Слова А. Пушкина | 35 |
А Даргомыжский. На севере диком. Слова М. Лермонтова | 39 |
C. Танеев. Сосна. Слова М. Лермонтова | 41 |
С. Рахманинов. Сосна. Слова М. Лермонтова | 44 |