Программа “Хороведение” для ССУЗов (2005)

Раздел III. Анализ хоровых произведений

Тема 1. Введение. Значение личности исполнителя в создании музыкального образа.

Цели и задачи раздела.

Роль исполнителя в освоении музыкальной традиции. (Исполнитель-интерпретатор — «посредник между прошлым и современностью». В. Фуртвенглер). Система поэт — композитор — исполнитель — слушатель. Значение личности исполнителя
в создании музыкального образа. Понятие интерпретации как индивидуально осмысленного, интонационно правдивого,
близкого композиторскому замыслу и современного прочтения музыкального текста.

Целостный анализ как метод выявления в музыкальном тексте произведения образно-содержательной стороны, соответствующей замыслу композитора и поиска (моделирования) современной и максимально воздействующей на слушателя интерпретации. Структура целостного анализа хорового произведения: историко-стилевой, музыкально-теоретический, художественно-исполнительский уровни.

Тема 2. Музыкальное произведение как художественное явление

Музыкальное произведение как художественное целое — «образ мира, в звуках явленный».

Историко-стилистический анализ: знакомство с конкретными общественно-историческими условиями, в которых протекала
жизнь и деятельность композитора и поэта; характеристика основных черт творчества поэта и композитора.

Музыкально-теоретический анализ хорового произведения как первый этап целостного анализа хорового произведения. Совместное действие всех музыкально-выразительных средств (интонационность, ритм, гармония, агогика и фактурное развитие, динамический и драматургический профили), направленное на выявление художественной идеи произведения. Жанр произведения.

Хоровое произведение как сложное музыкально-поэтическое образное единство. Анализ поэтического текста, его композиция,
структура, ритмика и метроритм. Выявление идеи текста и его художественных образов. Трактовка композитором поэтического
текста. Соотношение качества музыки и качества поэтического первоисточника.

Тема 3. Понятие интерпретации. Исполнительские стили.

Интерпретация как взаимодействие объективного и субъективного, единичного и множественного, анализа и синтеза. Допустимая вариантность прочтения исходного композиторского текста. Создание «идеальной» модели хорового произведения.
Сравнительная характеристика различных интерпретаций.

Понятие о музыкальных стилях и жанрах. Исторический стиль — «стиль эпохи»: музыка эпохи Возрождения, музыка барокко,
музыка эпохи классицизма и романтизма (в качестве основного критерия данного понятия выступает наличие в музыке
какого-либо крупного исторического периода общих стилевых признаков).

Индивидуальный стиль композитора (или исполнителя), определяемый общими особенностями, свойственными ряду его
произведений (интерпретаций), выраженными через их форму, образную и изобразительно-выразительную структуру. Три
основных исполнительских стиля: классический, романтический и «лирический интеллектуализм».

Тема 4. Исполнительский анализ хорового произведения

Две стороны исполнительского анализа, связанные с задачами, возникающими в процессе работы над произведением. Связь и взаимообусловленность обще- и специально-исполнительских задач.

План целостного учебно-исполнительского анализа хоровой партитуры.

Анализ общеисполнительских средств выразительности, независимых от исполнительской специальности: образно- драматургический план, синтаксическая логика (фразировка, подход к кульминациям), агогика и динамический профиль формы.
Анализ специальных исполнительских средств, связанных с особенностями функционирования хорового коллектива:

  • вокально-хоровое воплощение художественного образа (манера звукоизвлечения, тембр, способы использования голоса
    в зависимости от регистра и тесситуры, цезуры, «цепное дыхание », выразительная подача литературного текста и т.д.);
  • выбор дирижерских исполнительских средств и приемов, наиболее адекватно реализующих исполнительский замысел
    (использование дирижерской «плоскости», качественные характеристики жеста в зависимости от характера музыки, от динамики и штриховой гаммы, способы дирижерской передачи логической связи между фразами и т.д.)
  • технический вокально-хоровой анализ: оценка интонационных, ансамблевых, дикционных и прочих трудностей, связанных
    со спецификой хора, и поиск возможных путей их преодоления.
Библиография

Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. — М, 1991.
Анисимов А. И. Дирижер-хормейстер: творческо-методические записки. — Л., 1976.
Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. — М., 1986.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. — М., 1947. Кн. 2.
Баренбойм Л. За полвека / / Очерки. Статьи. Материалы. — Л., 1989.
Богданов-Березовский В. М. Советский дирижер. — Л., 1956.
Горюхина Н. А. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. — Киев, 1985.
Горяйнов Ю. С. Г. Я. Ломакин. — Белгород, 1984.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Современные дирижеры — М., 1969.
Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: Учеб. пособие. — Новосибирск, 1985.
Дирижерское исполнительство: практика, история, эстетика // Сб. ст. под ред. Л. М. Гинзбурга. — М., 1975.
Живов В. Л. Теория хорового исполнительства. — М., 1998.
Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. — М, 1973.
Ионисян Инда. Беседы с Мусиным. — М., 1993.
Искусство хорового пения / / Сб. ст. ГМПИ. — М., 1965. Вып. 3.
Искусство А. Тосканини — Л., 1974.
Казачков С. А. От урока к концерту — М., 1989.
Коган Г. Об исполнительстве / / Избр. ст.— М., 1972. Вып. 2.
Кондрашин К. П. Мир дирижера — М.; Л., 1967.
Кондрашин К. П. О дирижерском искусстве. — Л.; М., 1970.
Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы / / Сост., перевод, ред. текста, вст. статья и комментарий К. X Аджемова. — М., 1965.
Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в
разных стилях. — СПб, 2000.
Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М. А. Смирнов. — М., 1988.
Мусин И. А. О воспитании дирижера: Очерки. — Л.: Музыка, 1987.
Мусин И. А. Техника дирижирования. — Л., 1967.
Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования — Л., 1969.
Национальные традиции русского хорового искусства: творчество, исполнительство, образование / ЛОЛГК. — Л., 1988.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. — М., 1961.
Пазовский А. Записки дирижера. — М., 1968.
Паисов Ю. Н. Современная русская хоровая музыка. Очерки истории и теории. — М.: Сов. композитор, 1991.
Памяти Данилина Н. М. Письма. Воспоминания. Документы. — М., 1987.
Пигров К. Руководство хором. — М., 1964.
Птица К. Б. О музыке и музыкантах / / Сб. ст. — М.: Мистикос Логинов, 1994.
Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / / Сост. С. С. Калинин. — М.: Музыка, 1998.
Раабен Л. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве / / Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1962. Вып. 1.
Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль. — М., 1979.
Раппопорт С. X. О вариантной множественности исполнительства / / Музыкальное исполнительство. Сб. ст. — М., 1972. Вып. 7.
Смирнов М.К. К вопросу о национальном исполнительском стиле / / Эстетические очерки. — М., 1963. Вып. 4.
Стилевые особенности исполнительской интерпретации / / Сб. ст. — М., 1985.
Хайкин Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле. — М., 1984.
Хошабова Н. А., Рогачев В. Н. Вопросы комплексного подхода к работе над хоровым произведением: Учеб. пособие. — Новосибирск, 1984.

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha