Программа “Хороведение” для ССУЗов (2005)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. История хорового исполнительства

Тема 1. Введение. Цели и задачи предмета

Хоровое искусство как особая часть исполнительской музыкальной культуры. Физиологическая, генетическая потребность человека к коллективной певческой деятельности. Хор как «инструмент» воспитания мировоззрения, нравственного и эстетического воздействия на человека. Роль и значение хорового пения в современном мире.

Тема 2. Исторический обзор развития хорового исполнительства Западной Европы.

Обзор исторических традиций развития хорового исполнительства в эпоху древних цивилизаций: народное творчество, культовые песнопения. Хоровая культура в древнегреческом обществе: признание воспитательного значения пения, хор — неизменный участник общественной жизни. Эстетика древнегреческого театра: хор — ведущий исполнительский фактор в жанрах хоровой лирики, комедии и античной трагедии. Влияние древнегреческого хорового пения на музыкальную культуру христианского культа.

Хор в западноевропейском культовом пении: монополия церкви на средневековый стиль хорового исполнительства. Становление профессиональной хоровой практики: организация певческих и композиторских школ (метризы), цеховая форма организации музыкантов. Формирование композиторских и певческих школ в эпоху Возрождения (Италия, Германия, Англия, Франция, Нидерланды), их значение для становления исполнительского стиля а cappella (полифония строгого стиля, светское многоголосное пение).

Вокально-инструментальная музыка в эпоху барокко: формирование новых стилей исполнительской практики, новые принципы музыкальной композиции. Ведущее значение вокально-инструментальных капелл (например, Thomaskirche и И. С. Бах). Классический стиль в хоровой музыке.

Великая французская революция, ее значение для формирования нового музыкально-исполнительского стиля: гражданственная тематика, развитие массовых песенных форм исполнительства; хор — ведущий участник массовых празднеств, повышение профессионального уровня исполнения в связи с созданием многочастных и многохорных композиций.

Развитие любительской и профессиональной песенно-хоровой культуры в эпоху романтизма. Влияние национальных композиторских школ на развитие хоровой исполнительской практики (традиция мужского хорового пения Liedertafel).

Тема 3. Хоровое исполнительство в России и Беларуси (исторический обзор до XX столетия).

Многовековые традиции русского и белорусского песенно-хорового искусства, его самобытность, определившая своеобразие профессиональной хоровой культуры.

Народно-песенное искусство, его значение в истории развития национальной музыкальной культуры.

Возникновение православного церковного обряда, его музыкально-эстетические категории. Церкви и монастыри как центры хоровой культуры: Киев, Полоцк, Туров, Гродно, Витебск. Профессиональное обучение хоровому пению и общедоступное певческое воспитание народа. Хоры и певческие школы при церквах и в городах удельных князей (московско-новгородские, смоленские мастера пения).

Профессиональное хоровое искусство России XVII — XIX веков: Придворная певческая капелла. Синодальный хор. Русские оперные хоры. Хоры при учебных заведениях Беларуси: братские школы, иезуитские коллегиумы. Школьные театры. Паратеатральные действа.

Частные хоры: Шереметевская капелла, хор Галицина, капелла князя Радзивилла, капелла Слонимского театра и др.

Профессиональные и любительские хоры России второй половины XIX века (Бесплатная музыкальная школа, рабочие хоры конца XIX века, Русское хоровое общество).

Тема 4. Хоровое исполнительство России в XX веке [1].

Развитие хорового исполнительского искусства в России после революции 1917 года. Самодеятельное хоровое движение Петербурга, организация хоровых студий в Москве.

Развитие профессионального исполнительского искусства: реорганизация старейших коллективов (Синодального хора и Придворной певческой капеллы), творческая деятельность выдающихся дирижеров-хормейстеров конца XIX — первой половины XX века: А. Архангельский, Н. Данилин, П. Чесноков, А. Александров, М. Климов, А. Свешников. Российские хоровые дирижеры второй половины XX столетия: Вл. Соколов,К. Птица, Вл. Чернушенко, А. Полянский, Б.Тевлин, В. Н. Минин и др.
Обзорная характеристика творчества некоторых профессиональных коллективов:

  • Государственный академический русский хор;
  • Государственная академическая хоровая капелла им. М. И. Глинки;
  • Республиканская хоровая капелла им. А. Юрлова;
  • Московский государственный академический камерный хор.

Детское хоровое исполнительство в России: традиции, коллективы, репертуар, конкурсы.

Тема 5. Хоровое исполнительство Беларуси XX века, современные тенденции, направления и формы.

Хоровое пение как один из наиболее популярных жанров исполнительского искусства в Беларуси. Любительское хоровое исполнительства Беларуси второй половины XIX — начала XX века: концерты Русского музыкального общества, литературно-музыкальные композиции с участием хоров светских учебных заведений, участие хора в театральных постановках (хор В.Теравского, хор первого профессионального белорусского театра Игната Буйницкого под управлением Л. Роговского, пропаганда белорусской народной песни [2]).

Становление профессионального хорового исполнительства в Беларуси в начале XX века. Исполнительские коллективы 20 — 30-х годов: в 1921 году на базе кружка хоровой самодеятельности пехотных курсов Военкомата создается хор Главполитпросвета (под рук. В. Ефимова); широкую концертную деятельность проводит Первый государственный хор под руководством М. Анцева в г. Витебске; с 1937 по 1941 год существует ансамбль песни и танца белорусской филармонии, сформированный из участников художественной самодеятельности (худ. рук. И. Любан, хормейстер Н. Соколовский), с 1938 года начинает свою деятельность ансамбль песни и танца белорусского
военного округа (орг. А. Усачев).

Роль Хоровой капеллы белорусской филармонии (одним из организаторов и первых руководителей стал выпускник Московской консерватории И. Бари [3]) в развитии хорового исполнительства.

Значение творческой деятельности Г.Р.Ширмы и Г. И. Цитовича для развития профессионального хорового исполнительства.

Любительское хоровое исполнительство: хоровые коллективы, дирижеры-хормейстеры, особенности регионов и общие закономерности.

Профессиональные академические хоры Республики Беларусь [4] :

  • Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Р. Ширмы под руководством Людмилы Борисовны Ефимовой;
  • Государственный академический хор Национальной телерадиокомпании РБ под управлением Виктора Владимировича Ровдо [5];
  • Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г. И. Цитовича под управлением Михаила Павловича Дриневского.

Современные тенденции (80 — 90 годы) в хоровом исполнительстве Беларуси и России. Значительное сокращение любительского хорового движения. Изменение жанрово-видового состава профессиональных и любительских коллективов:

  • распространение камерных коллективов, ансамблей с небольшим количеством исполнителей: Государственный камерный хор РБ, рук. до 2000 г. заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Игорь Матюхов, с октября 2000 г. рук. Наталья Михайлова; камерный хор Гомельской областной филармонии (рук. А.Соколова).
  • смещение интереса в сторону этнографии, опора на синкретические фольклорные жанры, синтезирующие театральное, хореографическое и вокально-инструментальное исполнительство;
  • возрождение духовного музыкального наследия (функционирование церковных и костельных хоров, широкое распространение фестивалей и конкурсов духовной музыки, повышение профессионального уровня церковных хоров).
  • влияние зрелищных и массово-развлекательных событий на развитие хорового исполнительства.

Возрождение капеллы в Гродно (рук. А. Бондаренко, хормейстер Л. Иконникова), трансформация Минского областного хора в капеллу «Сонорус» (рук. А. Шут).

Развитие детского хорового исполнительства: образцовые коллективы ДМШ и ДШИ, СШ с хоровым уклоном, студии. Хоровые праздники, конкурсы, смотры. Хоровые коллективы профессиональных учебных заведений Беларуси.

Примечания:

  1. По желанию педагога могут быть предложены к изучению творческие коллективы других стран и республик бывшего СССР, при наличии лекционного материала, видео- и аудиопримеров.
  2. Создание белорусского профессионального театра И. Буйницким повлекло организацию хора под управлением Л. Роговского. Исполнение белорусских песен связано с деятельностью хоровой капеллы Д. Агренева-Славянского и прочих любительских хоров.
  3. Руководил капеллой также известный русский хоровой дирижер А. Егоров.
  4. По желанию педагога список хоровых коллективов может быть дополнен изучением хоровой культуры отдельных областей.
  5. С 2009 года коллективом руководит Ольга Янум
Библиография

Асафьев Б. В. О хоровом искусстве / / Сб. ст. — Л.: Музыка, 1980.
Борис Тевлин. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы/Ред.-сост. В. С. Ценова. — М., 2001.
Варфоломеева Т. Григорий Ширма. Геннадий Цитович / / Белорусская этномузыкология: Очерки истории (XIX — XX вв.)/ 3. Можейко, Т. Якименко, Т. Варфоломеева и др.; Под ред. 3. Можейко. — Мн.: Тэхналопя, 1997.
Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. — Л.: Музыка, 1991.
Грубер Р. Всеобщая история музыки. — М., 1960. Ч. 1 .
Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII-начала XX века. — М., 1985.
Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. — СПб., 2003.
Котлярский Э. Во имя… ( о Минине) — М., б. г.
Лащенко А. П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. — Киев, 1989.
Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. — М., 1963.
Маслетшва В. Музычная адукацыя у Беларуси — Мн. 1980.
Музыкальное исполнительство и современность.. — М., 1997. Вып. 2.
Национальные традиции русского хорового искусства: творчество, исполнительство, образование. — Л., 1988.
Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века. — М., 2003.
Нисневич И. Григорий Романович Ширма. Очерк жизни и творчества. — Л., Музыка, 1971.
Памяти Данилина Н. М. Письма. Воспоминания. Документы. — М., 1987.
Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания/Сост. С.С. Калинин. — М„ 1998.
Песня на усе жыцце: Успамін пра Р. Р. Шырму / Склад. В. А. Ci3ко. — Мн., 1983.
Романовская Л. Хор белорусского телевидения и радио. — Мн., 1975.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. — М., 2000.
Смагін A.I. Харавое мастацтва Беларусі XX стагоддзя. — Мн, 1998.
Современные проблемы советского музыкального исполнительства. М., 1985.
Шырма Р. Песня — душа народа: З літ. Спадчыны / Прадм. Н. Гілевіча; Уклад., камент., бібліягр. В. Ліцвінкі — Мн., 1993.

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha