Программа “Хороведение” для ССУЗов (2005)

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ: Представленная программа интегрирована на уровне двух основных звеньев музыкального образования — среднего и высшего. Программа может дополняться и видоизменяться цикловыми комиссиями с учетом уровня обучающегося контингента при сохранении методологического наполнения содержания
тех или иных разделов тематического плана. Библиографические списки направлены на расширение профессионального кругозора преподавателей, однако они могут корректироваться преподавателями каждого предмета с предоставлением свободного выбора в распределении объемов лекционного материала.

Объем курса — 76 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История хорового исполнительства и хороведение» является частью системы профессиональной дирижерско-хоровой подготовки специалистов среднего звена. Данная дисциплина имеет историко-теоретическую направленность и освещает вопросы истории, теории и практики хорового исполнительского искусства, значение его в нравственном, эстетическом и духовном воспитании.

Изучение данной дисциплины планируется в течение I — III курсов, по окончании (в V семестре, III курс) учащиеся сдают экзамен. Содержание предмета представлено тремя основными разделами: «История хорового исполнительства», «Хороведение» и «Анализ хоровых произведений». Последовательность изучения первых двух частей курса, по решению цикловой комиссии, может видоизменяться в рамках предложенного учебного плана. Таким образом, начинать изучение предмета можно как с раздела «Хороведение», так и с раздела «История хорового исполнительства».

В экзаменационный билет обязательно включение вопросов по трем разделам, например:

  1. Вопросы истории хорового исполнительства.
  2. Вопросы теории хороуправления.
  3. Вопросы, касающиеся целостного анализа хоровой партитуры.

Основная цель предмета — дать учащимся спектр разносторонних специальных знаний историко-теоретического характера, позволяющий осмысливать практический и методический опыт хорового исполнительского искусства. В процессе изучения курса необходимо решать следующие задачи:

  • ориентировать учащихся в вопросах эволюционно-исторического развития западноевропейского, русского и белорусского хорового исполнительства;
  • ознакомить с творческими портретами хоровых мастеров и выдающихся исполнительских коллективов;
  • представить данные о современном состоянии хорового исполнительства в Беларуси (России, за рубежом);
  • дать представление о профессиональных возможностях, структуре, принципах функционирования различных хоровых составов;
  • представить понятийный аппарат хороведения; ознакомить со  структурой, функциями голосового аппарата, гигиеной певческого голоса, возможностями детских, женских и мужских голосов;
  • дать теоретические знания по вопросам вокально-хоровой работы;
  • изучить методику целостного анализа хоровой партитуры.

При составлении данной программы были использованы ранее изданные документы: Гісторыя харавога выканальнітва: Праграма для музычных вучыышчаў / Укл. Я. А. Дзягілева, І. А. Сідарук. Мн., 1995;  Исполнительский анализ: Программа для музучилищ / Сост. Н. Н. Юденич. Мн., 1987; Праграма для музычных вучылішчау i вучылішчаў мастацтваў / Укл. Я. А. Дзягілева. Мн., 1993.

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha