ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ: Представленная программа интегрирована на уровне двух основных звеньев музыкального образования — среднего и высшего. Программа может дополняться и видоизменяться цикловыми комиссиями с учетом уровня обучающегося контингента при сохранении методологического наполнения содержания
тех или иных разделов тематического плана. Библиографические списки направлены на расширение профессионального кругозора преподавателей, однако они могут корректироваться преподавателями каждого предмета с предоставлением свободного выбора в распределении объемов лекционного материала.
Объем курса — 76 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История хорового исполнительства и хороведение» является частью системы профессиональной дирижерско-хоровой подготовки специалистов среднего звена. Данная дисциплина имеет историко-теоретическую направленность и освещает вопросы истории, теории и практики хорового исполнительского искусства, значение его в нравственном, эстетическом и духовном воспитании.
Изучение данной дисциплины планируется в течение I — III курсов, по окончании (в V семестре, III курс) учащиеся сдают экзамен. Содержание предмета представлено тремя основными разделами: «История хорового исполнительства», «Хороведение» и «Анализ хоровых произведений». Последовательность изучения первых двух частей курса, по решению цикловой комиссии, может видоизменяться в рамках предложенного учебного плана. Таким образом, начинать изучение предмета можно как с раздела «Хороведение», так и с раздела «История хорового исполнительства».
В экзаменационный билет обязательно включение вопросов по трем разделам, например:
- Вопросы истории хорового исполнительства.
- Вопросы теории хороуправления.
- Вопросы, касающиеся целостного анализа хоровой партитуры.
Основная цель предмета — дать учащимся спектр разносторонних специальных знаний историко-теоретического характера, позволяющий осмысливать практический и методический опыт хорового исполнительского искусства. В процессе изучения курса необходимо решать следующие задачи:
- ориентировать учащихся в вопросах эволюционно-исторического развития западноевропейского, русского и белорусского хорового исполнительства;
- ознакомить с творческими портретами хоровых мастеров и выдающихся исполнительских коллективов;
- представить данные о современном состоянии хорового исполнительства в Беларуси (России, за рубежом);
- дать представление о профессиональных возможностях, структуре, принципах функционирования различных хоровых составов;
- представить понятийный аппарат хороведения; ознакомить со структурой, функциями голосового аппарата, гигиеной певческого голоса, возможностями детских, женских и мужских голосов;
- дать теоретические знания по вопросам вокально-хоровой работы;
- изучить методику целостного анализа хоровой партитуры.
При составлении данной программы были использованы ранее изданные документы: Гісторыя харавога выканальнітва: Праграма для музычных вучыышчаў / Укл. Я. А. Дзягілева, І. А. Сідарук. Мн., 1995; Исполнительский анализ: Программа для музучилищ / Сост. Н. Н. Юденич. Мн., 1987; Праграма для музычных вучылішчау i вучылішчаў мастацтваў / Укл. Я. А. Дзягілева. Мн., 1993.