Программа “Хороведение” для ССУЗов (2005)

Раздел II. Хороведение

Тема 1. Хор как исполнительский коллектив. Жанры хорового исполнительства, их характеристики.

Понятие «хор» в хороведческой литературе. Многообразие форм, организационная структура хорового коллектива. Профессиональное и любительское хоровое исполнительство. Жанры хорового исполнительства: академическое, народное, богослужебное пение. Многообразие форм: капеллы, камерные хоры; учебные, концертно-филармонические, театральные коллективы; аутентичный фольклор (ансамбли); народные хоры, ансамбли песни и танца, церковные и т. д.

Тема 2. Певческий голос, его свойства, возрастные характеристики, классификация. Типы и виды хора.

Характеристика певческого звука по основным свойствам: высоте, силе, тембру, диапазону. Понятие тесситуры. Классификация
певческих голосов, их технические и выразительные качества. Примарные и переходные ноты. Определение типов певческих
голосов по тембру, диапазону, переходным нотам, тесситурным условиям.

Детский голос, его разновидности: дисканты, сопрано, альты. Характеристика тембра, регистров, технических и выразительных
возможностей голоса ребенка. Специфика развития детского голоса в связи с возрастным и музыкальным развитием.

Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто, их разновидности. Мужские голоса: тенор, баритон, бас, их разновидности. Примеры выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, оперных партий. Характеристика вокально-технических и выразительных возможностей женских и мужских голосов.

Типы и виды хоров, их вокально-технические возможности. Вокальная организация хора: простая, подвинутая, сложная,
высшая. Хоровая партия, разделение функций хоровых партий как предпосылка исполнительской деятельности. Характеристика состава по количеству хоровых партий: одно-, двух-, трех-, четырехголосные хоры. Многохорные составы и практика их применения в хоровой культуре.

Тема 3. Основы певческого процесса и строение голосового аппарата.

Пение как целостный процесс работы голосового аппарата. Эмоциональное настроение как универсальный регулятор тембра
и настроя гортани.

Строение голосового аппарата. Функции и взаимодействие его основных частей: механизм и процесс дыхания, строение и
назначение гортани, функциональное значение артикуляционного аппарата и резонаторов.

Три теории голосообразования (миоэластическая, нейрохроноксическая, резонансная). Процесс звукообразования (певческая
установка, дыхание, атака, направленность звукового потока).

Понятие вокальных навыков. Две основные части в психологическом механизме формирования навыка: ориентировочная
(определяет способы выполнения) и исполнительская (реализует эти способы).

Певческая установка.

Характеристика типов певческого дыхания. Единообразие и одновременность дыхания в хоре. Разновидности вдоха и выдоха.
Понятие «опоры». Навыки цепного дыхания. Дыхание в разных темпах, при различных штрихах. Упражнения для (отработки)
формирования всех типов дыхания. Виды атаки в пении. Влияние атаки звука на качество его звучания. Понятие «высокой
позиции звука» и «певческой форманты».

Основные приемы звуковедения. Техническая сторона и принципы кантиленного пения. Понятие «регистр» в вокальной
педагогике. Факторы, влияющие на изменение границ регистров голоса (направление движения мелодии, гласная буква, на основе которой происходит вокализация, и др.). Работа гортани при сглаживании регистров.

Певческая артикуляция и дикция. Роль гласных и согласных в пении. Основные правила певческой дикции. Влияние акустического строя (формант) гласных звуков и особенностей их образования на звучание певческого голоса. Деление согласных звуков по группам в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании.

Тема 4. Элементы хоровой звучности и средства художественной выразительности.

Элементы хоровой звучности: ансамбль, строй, дикция, звуковедение, тембр, динамика, нюансировка как основополагающие
критерии качества хорового исполнения.

Понятие «строй» в музыкальном искусстве, темперированный и зонный строй. Значение строя в хоровом исполнительстве
как главного технологического элемента: пение а cappella и с сопровождением. Мелодический и гармонический строй. Унисон как основа мелодического строя.

Роль осознанного интонирования в хоре. Специфика интонирования различных ступеней мажора и минора, ладов народной
музыки, принципы интонирования интервалов, гаммообразных последовательностей, аккордов. Зависимость строя от тесситурных, динамических, темповых условий, голосоведения и метроритмических особенностей партитуры.

Причины нарушения хорового строя: форсирование звука, физическая и психологическая утомляемость или излишняя возбужденность, низкая позиция звука, проблемы работы голосового аппарата (заболевания верхних дыхательных путей, неумелое использование дыхания, недостатки в работе артикуляционного аппарата).

Понятие ансамбль в различных видах искусства (архитектура, скульптура, живопись, театр), в том числе в музыке. Специфика
применения термина «ансамбль» в хоровом пении. Ансамбль в хоре как единство совместного исполнения, уравновешенность и согласованность технических и художественно-выразительных средств хорового исполнения. Общий и частный ансамбль, взаимозависимость ансамбля и других элементов хоровой звучности (ритмический, динамический, гармонический,
полифонический, вокальный, ансамбль хора и солиста, хора и оркестра). Естественный и искусственный ансамбль.

Значение дикции в хоровом исполнительстве. Вопросы правильного произношения слова в хоровом пении в соответствии
с нормами литературного языка. Понятия «орфоэпия», «дикция». Певческая редукция гласных, классификация согласных
звуков по способу их произношения. Певческая артикуляция, единство формирования гласных и согласных звуков как ведущий
элемент ансамблевого исполнения.

Взаимосвязь дикции с темпом, нюансами, тесситурой, фактурой. Осмысленность и эмоциональность произнесения текста,
слоговые переносы.

Средства художественной выразительности: нюансы, приемы звуковедения (кантилена как основа пения, приемы legato,
поп legato, staccato), агогика.

Библиография

Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования.— М.: Музыка, 1969.
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. — М.,1967.
Вопросы хороведения и дирижирования хором / / Сб. ст. ГМПИ им. Гнесиных. — Горький, 1982. Вып. 58.
Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. — М., 1957.
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца: Нагляд. пособие. — М., 1964.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. — М., 1968.
Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. — Л., 1951.
Краснощеков В. И. Вопросы хороведения.— М., 1969.
Левандо П. П. Проблемы хороведения.— Л., 1974.
Левандо П. П. Хороведение. — Л. 1982.
Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века. — М., 2003.
Павлищева О. Методика постановки голоса. — М. — Л., 1964.
Рахчеев Н. В. Постановка голоса и методика обучения пению: Учеб-метод, пособие. — Мн., 1988.
Самарин В. А. Хороведение: Учеб. пособие. — М., 1998.
Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие. — М„ 2002.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.
Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. — М. — Л., 1940.
Юссон Р. Певческий голос. — М., 1974.

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha