Программа “Хоровой класс” для ССУЗов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Примечание: Данные рекомендации обобщают работу хоровых классов, но не являются обязательными,
т.к. каждый хормейстер имеет свой взгляд на организацию учебно-воспитательной работы.

Руководитель хорового класса является главным организатором всего творческого процесса в учебном хоре. Стоит подчеркнуть, что руководителем хора должен быть, прежде всего, высокопрофессиональный дирижер, хорошо знающий специфику развития голоса на разных возрастных этапах, владеющий не только вокально-хоровыми навыками, общепедагогическими приемами, широкой эрудицией, но и имеющий тонкий музыкальный вкус. На работу хормейстера должны равняться учащиеся всех курсов, в особенности выпускники. Руководитель хорового класса постоянно контролирует работу выпускника, дает рекомендации (как теоретически, так и практически) по преодолению профессиональных трудностей. В начале учебного года хормейстер вместе с преподавателем по постановке голоса должен рассадить учащихся I курса по партиям. Однако здесь следует учесть несколько факторов, как-то:

  • мутация голоса, которая у 20% выпускников (в особенности у ребят) еще не закончилась;
  • отсутствие практики пения в хоре у учащихся, обучавшихся в ДМШ и ДШИ на инструментальных отделениях;
  • наличие слабоинтонирующих учащихся и т.д.

В связи с этим для поддержания качественного уровня хорового коллектива, работу хорового класса можно организовать различными способами:

  1. традиционно — учащиеся всех курсов от первого по четвертый занимаются вместе;
  2. первый курс выделяется в отдельную хоровую группу, так как на каждый курс учебными планами предусмотрено 234 годовых часа;
  3. первый курс объединяется, например, с учащимися отделения «Фортепиано», в учебные программы которых также входит дисциплина «Хоровой класс».

В результате такой работы учащиеся I курса к концу учебного года должны овладеть следующими навыками, позволяющими органично включиться в работу основного состава хора, состоящего из учащихся II — IV курсов:

  • единой манерой звукообразования и высокой певческой позицией;
  • цепным дыханием;
  • умением реагировать на мануальное управление дирижера;
  • чтением с листа хоровой партитуры;
  • первоначальными навыками пения a cappella.

Это значительно ускорит процесс вокально-хорового воспитания учащихся, а также позволит скорее освоить первоначальные навыки хорового пения. Вместе с тем, хор (ансамбль) I курса может стать своеобразной творческой лабораторией для учащихся III курса в процессе подготовки программы к Государственному экзамену в 7-м и 8-м семестрах IV курса.

Руководитель хорового класса составляет график работы с хором учащихся IV курса помесячно для постепенного и систематического освоения произведений программы к Государственному экзамену. Совместно с учащимися IV курса проводится определенная работа по подготовке к каждой отдельно взятой репетиции. Особое внимание необходимо уделить следующим моментам:

  • доскональному изучению учащимися IV курса произведений программы к Государственному экзамену (с точки зрения хормейстера-интерпретатора);
  • грамотному изучению непосредственно нотного материала перед работой (расстановка цифр, цезур, дыхания и т.д.);
  • умелому подбору комплекса распевочных упражнений, исходя из того, какой материал будет осваиваться на данной репетиции.

В целях ускоренного освоения нотного материала возможно применение так называемого «шефского» метода работы, при котором проводится закрепление наиболее подготовленных учащихся III, IV курсов за слабоуспевающими учащимися младших курсов.

Контроль за качеством изучаемых партий также желательно поручить выпускникам. В отведенный час они не только проверяют знание партий, выставляя оценки в отдельный журнал, но и контролируют наличие партитур, всех обозначений в них, помогают освоить наиболее сложный материал. Оценки за сдачу партий выставляются выпускниками в отдельный журнал, который контролируется руководителем хора ежемесячно. Их накопление за полугодие позволяет наиболее объективно оценить работу по изучению хоровых партий в семестре.

Руководитель хора подключается к этой работе дважды в полугодие. В начале семестра он определяет, насколько учащийся IV курса лично готов к работе с хором (проверка исполнения выпускником партитур на инструменте, знания голосов, умения обозначить сложные моменты, которые могут встретиться в процессе разучивания произведения). В свою очередь, он предлагает учащемуся помощь в составлении так называемой «слуховой модели» будущего произведения, оговаривая некоторые вопросы интерпретации. В конце полугодия руководитель проверяет
знания выявленных «проблемных» учащихся, а также осуществляет контроль за качеством выставления оценок выпускниками, присутствует на сдаче партий учащимися младших курсов.

Как известно, перед разучиванием и исполнением произведений на каждом занятии хорового класса необходимо распевание. Подбор вокально-хоровых упражнений по своему строению и техническим задачам должен быть целенаправленным, учитывая трудности конкретного хорового сочинения. Упражнения могут строиться на его фрагментах, что будет способствовать в дальнейшем более легкому преодолению исполнительских трудностей.

Целесообразно включать упражнения повышенной сложности. Это должным образом настраивает коллектив на решение новых художественных и технических задач. Подготовительными упражнениями преследуются различные цели. В этом отношении интерес представляют следующие работы ведущих мастеров как XIX—XX вв., так и дирижеров последних лет:
Свешников А. В. Методика работы с Государственным академическим хором СССР: Сб. ст. под ред. К. Б. Птицы. — М.,
1979;
Огороднов Д. Е. Воспитание певца в самодеятельном хоре / Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие — М.-Л., 1972;
Левандо П. П. Основы вокальной работы в хоре: Методические указания. — Л., 1972;
Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа XIX—XX вв. — М., 1998;
Иконникова Л. Н. Подготовка хорового коллектива к работе над произведениями / Иконникова Л. Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера. — Мн., 2005.

Во 2-м полугодии к процессу распевания хора можно подключить учащихся III курса. Подготовку третьекурсника к работе с хором может проводить выпускник, который работает по графику (после распевания). График проведения выпускником распевания могут составить как староста хора, так и староста III курса. Подобная самоуправляемость в хоре будет способствовать развитию творческого отношения к работе начинающих хормейстеров, повышению ответственности и профессиональной заинтересованности в качественном выполнении общей работы.

Руководителю полезно после каждой хоровой репетиции совместно с выпускниками проанализировать работу учащихся IV курса по следующим позициям:

  • положительные и отрицательные моменты;
  • пожелания со стороны руководителя, выпускника, группы;
  • примерная оценка работы выпускника на репетиции.

К организации учебного процесса относится и подготовка учащихся IV курса к работе с хором в классе дирижирования под руководством преподавателя по специальности. Этот процесс включает в себя такие моменты, как:

  • выразительное исполнение партитуры на фортепиано;
  • заучивание наизусть всех партий; грамотное исполнение голосов одновременно с игрой на фортепиано всей партитуры;
  • дирижирование партитур под аккомпанемент фортепиано, исходя из трактовки произведения, заранее обсужденной с руководителем хора;
  • определение трудностей партитуры (интонационных, ритмических, дикционных, дирижерских и т.д.);
  • настройка хора по камертону в тональности произведения (начальная, с любого фрагмента);
  • пение дирижерской линии сольфеджио и с текстом;
  • пение аккордов по вертикали с грамотным определением гармонических функций.

Довольно эффективным методом является исполнение выпускниками своих партитур на фортепиано (это лучше сделать на репетиции перед разучиванием произведения для ознакомления с ним хора). Таким образом выпускник получает право стать к хору, доказав свою профессиональную подготовку хормейстера, т.е. свою профессиональную состоятельность.

В конце каждого полугодия, а лучше не менее трех раз в год желательно проводить прослушивание программы хора с целью подведения итогов на определенном этапе. Репетиции хорового класса носят комплексный характер, что способствует эффективному осуществлению межпредметных связей. В связи с этим огромное значение приобретает
проблема репертуара, который должен складываться из произведений разных стилей, эпох и жанров — только высокохудожественных образцов хоровой литературы.

При подборе репертуара для того, чтобы избежать некоторых проблем и ошибок, надо учитывать ряд факторов:

  • уровень музыкальных способностей учащихся-дирижеров при выборе будущей концертной программы (необходимо помнить, что чем меньше хоровое произведение, тем больше мастерства потребуется от дирижера и хорового коллектива);
  • формирование программы как единого композиционного целого;
  • уровень соотношения звучания хора (на данном этапе его профессионального развития) со стилем произведения, включенного в программу.

Особое внимание на занятиях следует уделить инструментальному сопровождению. Желательно, чтобы учащийся при работе над произведением настраивал хор по камертону, а концертмейстер на фортепиано подключался только по необходимости исполнения произведений с сопровождением. Если произведение написано для хора a cappella, ни в коем случае не следует дублировать его фактуру на инструменте. Пение без инструментального сопровождения способствует слуховому контролю, приводит к точности строя, созданию ансамбля как в каждой партии, так и во всем хоре.

На начальном этапе разучивания произведений в зависимости от хоровой партитуры (форма, объем, стиль, гармонический язык, метроритмическая основа, литературный текст и т.д.), а также практических навыков дирижера можно использовать различные методические приемы. Как правило, они касаются последовательности проработки некоторых из них:

  • изучение прежде всего музыкальной ткани куплета в куплетной форме, затем детальный разбор литературного текста всех куплетов. Исходя из этого, выставляется динамическая и агогическая палитра произведения. В том случае, когда композитором это не предусмотрено, хормейстер вправе сделать это сам;
  • изучение вначале основного музыкально-тематического материала в куплетно-вариационной форме с последующим анализом вариационного принципа развития (закономерность его использования, приемы варьирования и их взаимодействие с литературным текстом куплетов);
  • необходимость изучения одновременно ладовой и гармонической ткани (линеарной и вертикальной) при дирижировании хоровых миниатюр гармонического склада. Желательно читать партитуру сразу всем хором. В случае затруднений отдельные эпизоды можно пропевать каждой партией в отдельности, но при этом с обязательным разбором ладотонального развития;
  • разучивание произведений полифонического склада можно проводить следующим образом: проинтонировать тему всем хором, поочередно каждой партией в отдельности. Затем отдельно пропеваются противосложения, после чего можно пробовать соединить тему и противосложение. Если тема и противосложение при проведении в разных группах хора неизменны, это даст возможность их объединить;
  • хоровые произведения, более сложные по метроритмической основе, можно разучить, начиная с ритмического прочтения (сольмизации) фрагментарно, отмечая особенности ритмической организации;
  • после ритмического прочтения партитуры возможно чтение литературного текста в заданном ритме, отмечая цезуры и просчитывая паузы. Таким образом, соединение музыкального и литературного текста произойдет более органично.

Автором программы предлагаются различные формы ознакомления хора с музыкальным произведением:

  • проигрывание партитуры на фортепиано выпускником;
  • прослушивание, просмотр видеозаписи концерта с одновременным дирижированием;
  • прочитывание внутренним слухом с тактированием во время проигрывания партитуры;
  • исполнение хоровой партитуры ансамблем выпускников.

В целях активизации учебного процесса учащихся-дирижеров также можно использовать следующие формы:

  • дирижирование фрагмента разучиваемого произведения учащимися младших курсов перед хором;
  • пение с тактированием квартетами;
  • поочередное пропевание партий внутренним слухом;
  • обмен партиями, если позволяют тесситура и диапазон голосов;
  • выучивание музыкальных фрагментов наизусть (с пением про себя) с последующей проверкой (пение всем хором, ансамблем);
  • выразительное чтение литературного текста;
  • дирижирование уже готовой партитуры учащимися младших курсов на конкурсной основе с последующим отличием (награждением) лучших.

В результате целенаправленной работы в хоровом классе выпускник должен приобрести следующие навыки:

  • свободное владение мануальной техникой и дирижерскими приемами;
  • способность эмоционально-волевого управления хоровой звучностью;
  • достаточно развитую слуховую культуру.

Вместе с тем выпускника должны отличать и следующие качества в работе с хором:

  • владение хоровой звучностью и различными приемами работы с хором;
  • умение ясно формулировать задачи, добиваться поставленной цели;
  • наличие определенных вокально-хоровых навыков (умение настроить хор по камертону вначале и в процессе работы с любого места в партитуре, позиционно грамотно спеть любую партию, найти способ преодоления сложного эпизода в произведении, проследить и откорректировать процесс дыхания участников хора; решать вопросы дикции и артикуляции (в частности), всего многообразия средств музыкальной выразительности — в целом).

Большую роль играет концертная деятельность коллектива на протяжении всего года обучения. Однако первое выступление должно состояться не ранее, чем через месяц-полтора с начала учебного года. Это позволит коллективу определенным образом адаптироваться и прийти в форму после продолжительного перерыва. Очень полезно привлекать для дирижирования во время концертов наиболее успевающих учеников. Для них это своеобразная проба сил перед выступлением на Государственном экзамене по дирижированию.

Государственный экзамен по дирижированию предусматривает исполнение хором двух разноплановых партитур (а
cappella и с сопровождением) под руководством выпускников. Очередность выступлений и количественный состав программы заранее планируется руководителем хора. Государственный экзамен предусматривает и такой вид деятельности, как работа с хором (по усмотрению цикловой комиссии). Формы работы с хором могут быть разнообразны:

  • разучивание фрагмента новой партитуры;
  • «работа над ошибками», допущенными при исполнении Государственной программы;
  • разучивание хоровой миниатюры или народной песни в аранжировке самого выпускника;
  • разучивание песни куплетной формы с конкретным исполнительским планом (разнообразие куплетной формы);
  • работа над унисоном в одноголосном произведении (мелодический строй), над интонированием и строем в музыке гармонического склада;
  • работа в хоре над метроритмом, дикцией, над средствами музыкальной выразительности.
Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha