Пигров — Руководство хором [1964]

Пигров - Руководство хором (обложка)Пигров К. К. Руководство хором : под ред. К. Птицы / К. К. Пигров. М., 1964. — 220 с.

Учебное пособие для хоровых отделений ССУЗов и ВУЗов.

Краткая справка: ПИГРОВ Константин Константинович (1876—1962) — русский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Одесской консерватории, заслуженный деятель искусств УССР. Окончил регентские классы Придворной певческой капеллы (ученик А. Лядова и др.). Руководил многими хорами (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Одесса); в том числе церковными (с которыми давал также общедоступные концерты, исполняя народные песни и классику), учебными (школы, гимназия, консерватория); был организатором и дирижером Молдавской капеллы «Дойна» (1930—39). Подготовленный Пигровым хор студентов Одессы удостоен 1-й премии на VI Всемирном фестивале молодежи (Москва, 1957). В работе с хорами Пигров добивался высокого технического совершенства, одухотворенности исполнения.

В книге «Руководство хором» (1964) обобщил свой хормейстерский и педагогический опыт. Особенно тщательно разработал вопросы хорового строя, отметив, в частности, важнейшее значение интонирования секунд.  

[spoiler show=»Содержание»]СОДЕРЖАНИЕ

Константин Константинович Пигров (очерк жизни и творческой деятельности) ………………… 3

Глава I. Общее понятие о хоре
Типы хоров в зависимости от состава голосов ……. 21
Виды хоров по числу самостоятельных партий (реальных голосов) и способу исполнения …………. 21
Разновидности хоров Советского Союза……… 23
Хоровые голоса, их объем и краткая характеристика …. 25
Виды хоров и их диапазоны…………. 29
Звуковой объем хоровых коллективов………. 34
Вопросы организационной работы в хоре…….. 35
Примеры из литературы для хоров различных видов …. 38

Глава II. Интонация и строй
Мелодический (горизонтальный) строи……… 41
Гармонический (вертикальный) строй………. 54

Глава III. Ансамбль………………. 78
Обзор главнейших аккордов с точки зрения хорового ансамбля ………. 82
Ансамбль в зависимости от вида фактуры хоровых произведений …………… 99

Глава IV. Воспитание дирижера хора ………… 130
Подготовка дирижера а занятиям с хором …….. 131

Глава V. Практическая работа хормейстера ……. 143
Техника управления хором………….. 144
Условия для работы с хором…………. 147
Способы выучивания хорового произведения……. 149
Разучивание двухголосных сочинений………. 151
Разучивание многоголосной музыки……… 156

Глава VI. Воспитание хорового певца-ансамблиста……. 164
Требования к певцу хора………….. 164
Работа над развитием голоса…………. 168
Работа над развитием чувства ритма……….. 171
Работа над развитием гармонического чувства…… 176
Работа в хоре над овладением музыкальной грамотностью . . . 178
Участие в хоре певцов-мальчиков и работа с ними …. 183
Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле…………… 184

Глава VII. Распевание хора…………… 187
Упражнения для распевания…………. 190
Задавание тона……………… 210
Задавание тона по камертону до………… 211
Задавание тона по камертону ля……….. 213

Заключение…………………. 214

Библиография.
На русском языке…………….. 215
На украинском языке……………. 216

[/spoiler]

Дополнительную информацию о Константине Константиновиче Пигрове можно найти на сайте Великие советские музыканты.

pigrov's-house
г. Одесса, ул. Соборная, 12
pigrov-memorial
Мемориальная доска К. Пигрову