Twitter-лента

 

Приложение

ПЛАН АНАЛИЗА ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ (П.П. Левандо)

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ

Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год создания. Авторы музыки и текста.

Хоровой жанр (хор a cappella, хор с сопровождением, обработка народной песни, переложение, часть сюиты, кантаты, оратории, сцена из оперы и др.). Если анализируемое произведение является частью более крупного сочинения, то следует кратко охарактеризовать и остальные его части, чтобы иметь общее представление обо всем цикле (состав исполнителей, количество частей, роль хора и др.).

Сведения о жизни и творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества.

Краткие сведения об авторе литературного текста. Годы жизни. Общая характеристика творчества.

2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ

Содержание литературного текста, его тема, идея, образы, форма изложения, размер (количество строф, куплетов и т.п.).

Сравнение текста, использованного при создании хорового произведения, с литературным оригиналом, возникшие изменения и их причины. Если использованный композитором текст является отрывком (фрагментом) из литературного произведения (стихотворения, поэмы и др.), необходимо дать полную характеристику всего произведения.

Изложение литературного текста (выписать весь текст, использованный в данном произведении).

Взаимосвязь литературного текста и музыки. Степень соответствия содержания литературного текста содержанию музыки. Воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Взаимосвязь строения литературного текста и формы хорового произведения.

3. МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Жанр произведения (лирика, гимн, марш, танец и др.).

Определение формы: одночастная (период), двухчастная, трехчастная (простая и сложная), куплетная (количество куплетов), куплетно-вариационная и др. Особенности использования композитором традиционной музыкальной формы при воплощении своего замысла в данном произведении (размер и соотношение частей, размер и число музыкальных предложений и др.).

Разбор музыкально-тематического материала. Характеристика мелодии — темы (тем), ее характер, интонации, метро-ритмические и ладовые особенности. Темп (темпы). Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями (а также солирующими голосами и инструментальным сопровождением).

Ладо-тональные особенности произведения. Определение основной тональности. Характеристика тонального плана (отклонения, модуляции). Ладовые особенности (использование композитором народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов).

Гармонический анализ. Подробный анализ гармонии (аккордики) с общепринятым обозначением функции и названия каждого аккорда, на основании чего дается характеристика гармонического языка произведения, его особенностей и сложности.

Характеристика фактуры (склада письма)9 : гомофонно-гармоническая, полифоническая (имитационная, подголосочная, контрастная, имитационно-подголосочная), смешанная. Взаимосвязь фактуры с содержанием произведения и выразительными средствами хора.

9

 Понятия «фактура», «изложение», «склад» по существу равнозначны. Нередко употребление при анализе хоровых произведений словосочетания «фактура изложения» является неверным.

 

 

4. ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (вокально-хоровой анализ)

Определение типа и вида хора (однородный, смешанный, число голосов-партий). Разделение в хоровых партиях (divisi), дублирование, унисон.

Диапазоны хоровых партий и всего хора. Тесситурные условия. Степень вокальной загруженности хора и отдельных партий.

Тесситурное и динамическое соотношение между партиями (хоровой ансамбль). Роль различных партий в произведении (исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента и др.) Использование специфических тембровых выразительных качеств хора и его партий (хоровое tutti, сопоставление хоровых групп, чистые тембры и др.).

Особенности интонирования (хоровой строй). Выявление на основе ладо-гармонического анализа наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического (горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Способы преодоления интонационных трудностей.

Установление наиболее характерных вокальных особенностей произведения. Вокальность литературного текста и особенности его произношения (дикция, орфоэпия, особенности подтекстовки). Характер звука («светлый», «темный», «прикрытый» и др.). Особенности певческого дыхания (по фразам, цепное). Характеристика приемов звуковедения (legato, staccatomarcato).

Определение состава хора, необходимого для исполнения данного произведения (большой, малый, средний) и его квалификации (профессиональный, опытный самодеятельный, начинающий).

5. ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ (исполнительский план)

Разработка исполнительского плана на основе раскрытия содержания произведения и исходя из литературного, музыкального и хорового анализа.

Общий характер произведения и его частей. Темповый план (точный перевод и объяснение всех темповых обозначений). Динамика. Нюансировка. Обозначение характера исполнения. Агогика.

Выявление специфических исполнительских трудностей в связи с особенностями жанра и формы произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и др.). Определение характерного для данного произведения основного исполнительского принципа (цельность, непрерывность развития, эпизодичность, детализация, периодичность и др.).

Фразировка. Музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста. Определение общей и частных динамических и смысловых кульминаций.

Приемы дирижирования. Темпо-метро-ритмические особенности. Дирижерская схема. Показы вступлений, дыханий, снятий. Наличие фермат, дробление долей и т.п. Характер дирижерского жеста.

Изложение собственного исполнительского замысла (интерпретация произведения) и его конкретная детализация путем отбора и выделения наиболее характерных для данного произведения музыкально-выразительных, вокально-хоровых и дирижерско-исполнительских средств.

Определение в произведении наиболее важных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиционной работы; метод эффективной работы над ними (сольфеджирование, транспонирование и др.). Для произведения, подготавливаемого к работе с хором, — составление плана репетиционной работы (с учетом количества репетиций-часов и квалификации хорового коллектива).

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении (при сравнении с другими его сочинениями). Сравнение анализируемого произведения с другими произведениями, написанными на тот же текст или посвященными той же теме.

Выявление собственного отношения к изучаемому произведению. Впечатления от возможного «живого» его прослушивания (в концерте, по радио, в грамзаписи). Сравнение различных исполнительских интерпретаций.

Определение значения произведения в наши дни с позиций современного музыкально-хорового искусства.

В конце работы рекомендуется дать список литературы, использованной при анализе произведения (библиография).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Примерный план анализа партитуры дается только как основа для написания работы. В нем указывается возможный круг вопросов и их примерная последовательность. Однако в каждом произведении есть свои специфические особенности, на которых и следует останавливаться при анализе. Поэтому, приступая к работе, необходимо иметь свой конкретный план анализа изучаемого произведения, куда могут и не войти некоторые из указанных вопросов (например, отсутствие фермат, инструментального сопровождения, дублирования и др.).

2. Как показывает практика, студенты при анализе произведения чрезмерно большое место отводят описанию жизненного пути композитора и характеристике его творчества. Сведения об авторах произведения должны быть очень краткими. Основное внимание необходимо уделять непосредственному анализу самого произведения.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10