МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Состав учебного хора определяется набором учащихся и предполагает организацию смешанного хорового коллектива. На занятия отводится 600 часов, которые распределяются в течение всего периода обучения учащихся (I — VIII семестры). При недостаточном количестве обучающихся по специальности «Пение» необходимо организовать изучение дисциплины на занятиях «Хорового класса» дирижерско-хоровых отделений.

В основе работы хорового класса должен лежать принцип постепенности и последовательности. Руководителю коллектива необходимо учитывать уровень музыкальной подготовки учащихся, наличие у них определенных знаний, умений и навыков (знание нотной грамоты, умение петь по нотам, уровень владения голосом, навыки пения в хоре и т.д.). Распределение по партиям необходимо проводить весьма осторожно. Руководителю хора следует прислушаться к мнению преподавателей педагогов-вокалистов, которые помогут определить вокальный уровень каждого учащегося, характер и качество голоса, что поможет хормейстеру выработать план вокально-хоровой работы.

Важным условием успешности работы хорового коллектива является владение хормейстером основами сольного и хорового вокала, грамотное их сочетание на практике. Это послужит хорошей предпосылкой для правильного вокального воспитания учащихся, с одной стороны, через гибкое сочетание индивидуального вокального развития учащихся, с другой — через формирование у певца умения подчинять свой голос общей звучности, подстраивать и уравновешивать его в звучании всей партии, слышать не только свою партию, но и хор в целом.

Репетиции хорового класса должны носить комплексный характер, последовательно поддерживая межпредметные связи. Процесс коллективной музыкально-исполнительской работы над хоровым произведением должен постепенно интегрировать музыкально-теоретические знания, приобретаемые учащимися. Необходимо, чтобы руководитель хорового коллектива уже с первых занятий объяснял и в процессе работы обучал учащихся способам грамотного освоения хорового произведения в целом и своей партии в частности.

В связи с этим важным вопросом является подбор и составление репертуара хора, содержание которого должно стимулировать развитие творческой активности учащихся, быть доступным для их понимания и исполнения, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы. В соответствии с правилами подбора репертуара программы по «Хоровому классу» должны включать сочинения зарубежных, русских, белорусских композиторов, обработки народных песен, произведения, различные по тематике, жанрам, стилистическим
особенностям и формам. Желательно отдавать предпочтение произведениям без сопровождения.

Важной формой оценки умений и навыков пения в хоре являются концертные выступления, способствующие не только совершенствованию исполнительского уровня хорового коллектива, но и повышению сценической культуры учащихся.

В конце каждого семестра выставляется оценка, в которой учитываются работа учащегося на занятиях, грамотность и качество знаний хоровых партий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6