МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ *
* Содержание раздела основано на Типовой программе (М., 1988) и предназначено для преподавателей, не имеющих достаточного опыта работы по данной дисциплине.Работа с учащимися над хоровой партитурой имеет свои специфические особенности, так как, кроме выполнения общемузыкальных требований, необходимо воспитать умение передать на фортепиано особенности хорового звучания (цезуры, связанные с вокально-хоровым дыханием и фразой текста; подчеркивание басового голоса при относительной легковесности его звучания на фортепиано в сравнении со звучанием басовой партии в хоре; выделение голосов относительно их тесситурно-го напряжения; ясное голосоведение, музыкальная фразировка, динамические и агогические нюансы).
Закладывая теоретические основы записи и чтения хоровых партитур, необходимо уделять серьезное внимание анализу изучаемых произведений, учитывая при этом, что хоровое произведение есть синтез музыки и слова. Учащиеся должны понимать смысл авторских указаний, касающихся агогических изменений, характера звуковедения, различных штрихов для установления темпа и динамики произведения, правильного использования звуковых возможностей фортепиано, заменяющего хор.
Необходимо требовать от учащегося ясного исполнительского плана на основе всестороннего анализа изучаемого произведения.
Анализ произведения включает:
- сведения об авторах музыки и текста; содержание произведения;
- музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план, характер развития музыкальной мысли; размер, метр, особенности фактуры, темп, форма, жанр, стилевые особенности);
- вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов, тесситура, ансамбль, строй, интонационные, вокально-хоровые, ритмические, дикционные трудности;
- исполнительский анализ произведения (связь музыки и текста, определение дыхания на цезурах, установление темпа, характера звуковедения, динамики, штрихов, кульминации произведения).
Основная задача учащихся при изучении новой партитуры — охватить слухом интонационно-высотное звучание произведения или отдельных его фрагментов до момента исполнения на фортепиано.
Реализации данной задачи способствует пропевание хоровых партий «про себя».
Исполняя партитуру на фортепиано, учащийся получает возможность уточнить и развить свое представление о звучании произведения при активном участии внутреннего слуха. Такое чтение партитуры является основным методом обучения чтению хоровых партитур.
При исполнении хоровой партитуры на фортепиано необходимо иметь в виду следующее:
- для овладения навыками связного исполнения всех голосов партитуры желательно использовать произведения, в которых преобладает звуковедение легато, с тем, чтобы приблизить характер исполняемого на фортепиано хорового произведения к реальному звучанию хоровых голосов;
- на первой стадии работы, когда основной задачей является овладение навыками связного исполнения всех голосов, рекомендуется исполнять партитуру без педали, что дает возможность учащемуся слышать и по ходу игры устранять недостатки своего исполнения. Использовать педаль рекомендуется лишь как вспомогательный технический прием, облегчающий исполнение трудных мест произведения (большие скачки мелодического голоса в середине слова, хоровые аккорды, далеко отстающий от других хоровых партий басовый голос и т. д. )
В практике встречаются партитуры, которые невозможно сыграть полностью, несмотря на правильно подобранную аппликатуру. В этом случае учащийся должен облегчить исполнение трудного эпизода в сопровождении или в хоровых голосах за счет некоторого сокращения или упрощения нотного текста. Если в партитуре и в сопровождении имеются октавные удвоения голосов, рекомендуется «опускать» партию вторых басов, повторяющую в октавном удвоении партию первых басов, или партию вторых теноров, удвоенную партией вторых сопрано, сохраняя при этом плавную линию басового голоса. Рекомендуется также перемещать на октаву вверх далеко отстающие от других голосов звуки басовой партии, аккордовые звуки аккомпанемента. Можно опускать выдержанные звуки в какой-либо партии или второстепенные детали сопровождения для исполнения более важных в данный момент хоровых голосов или элементов аккомпанемента. При исполнении партитур в подвижных темпах гармонический аккомпанемент, изложенный мелкими длительностями, допустимо объединить в один аккорд большей длительности.
Учащиеся должны уметь упрощать сложный аккомпанемент. Это понадобится им в будущей работе в качестве школьных учителей музыки и руководителей любительских хоров. Разучивая произведение с хором, руководителю достаточно подыграть лишь основную гармонию сопровождения.
Учащиеся обязаны овладеть также навыком соединения хоровых голосов с аккомпанементом. В произведениях, где сопровождение дублирует хоровые голоса, партитуру следует играть, дополняя ее звучание элементами аккомпанемента (вступление и заключение, гармонические ходы баса при изменении тональности, фортепианные эпизоды, связывающие эпизоды хоровые и звучащие на выдержанных аккордах и отдельных звуках хора; отдельные аккорды и звуки аккомпанемента, заполняющие короткие паузы и т. п. ).
Если в произведениях для однородного хора партия фортепиано не совпадает с хоровыми голосами, то партию голосов нужно исполнять правой рукой, а левой играть нижнюю строчку сопровождения, дополняя звучание партитуры; если партия фортепиано дана в регистре более высоком, чем хоровая партитура, то целесообразно исполнять партию фортепиано правой рукой, а хоровые голоса — левой. В произведениях для смешанного хора, в которых затруднительно играть всю партитуру правой рукой, часть мужских голосов также рекомендуется исполнять левой. В произведениях, в которых основной тематический материал звучит в аккомпанементе, за основу исполнения следует брать партию фортепиано, дополняя ее звучание наиболее важными элементами хоровой партитуры. Во всех случаях следует помнить, что применение любых приемов упрощения партитуры и сопровождения не должно искажать полноту и выразительность исполнения.
Исполняя хоровые голоса произведения, учащийся должен:
- петь, чисто интонируя любой хоровой голос в данных тесситурных условиях, и играть одновременно всю хоровую партитуру;
- играя хоровую партитуру, «опускать» хоровой голос, который поет учащийся в данный момент;
- переходить с одной хоровой партии на другую, исполняя по указанию педагога часть хорового голоса «про себя»;
- петь аккорды в хоровой партитуре по вертикали;
- петь любой хоровой голос, играя аккомпанемент, в произведении с сопровождением;
- исполняя только сопровождение, эпизодически петь «вслух» различные голоса хоровой партитуры.
Значительную роль в методике ведения предмета играет развитие навыка транспонирования, так как руководитель хора должен уметь транспонировать разучиваемое произведение, исходя из вокальных возможностей данного коллектива. Методически целесообразно начинать развитие этого навыка с упражнений, построенных на материале хорошо изученных учащимися хоровых произведений.
На каждом занятии в классе необходимо отводить время, постепенно усложняя технические задачи.
В течение каждого семестра учащийся прорабатывает не менее 8-10 произведений. Объем знаний распределяется следующим образом:
Первый этап:
- изучение и исполнение на фортепиано однородных хоровых партитур без сопровождения (двухстрочное изложение), однородных хоров с сопровождением (одно- и двухстрочное изложение), смешанных хоров без сопровождения (двухстрочное изложение);
- умение транспонировать на м. 2 выше и ниже оригинала хоровые партитуры указанных выше типов и видов;
Второй этап:
- развитие навыков исполнения хоровых партитур на более сложном материале;
- изучение и исполнение на фортепиано однородных и смешанных хоровых произведений без сопровождения в двух— и трехстрочном изложении, смешанных хоров с сопровождением в двухстрочном изложении;
- умение транспонировать на м.2 и б.2 выше и ниже оригинала хоровые партитуры указанных выше типов и видов.
Третий этап (заключительный):
- изучение и исполнение на фортепиано довольно больших многоголосных хоровых произведений смешанного и однородного типа с сопровождением, а капелла в трех — четырехстрочном изложении, хоров с более сложным тональным планом, самостоятельным и мелодическим движением хоровых голосов, со сложной хоровой и фортепианной фактурой, с разнообразными динамическими и агогическими изменениями;
- к концу обучения — умение сыграть подготовленную партитуру указанных типов, спеть в ней хоровые голоса, транспонировать на интервал б. м. 3 выше и ниже оригинала: ответить на вопросы, связанные с анализом исполняемых партитур: исполнить на фортепиано самостоятельно подготовленное произведение.
По окончании каждого семестра по данному предмету выставляется итоговая оценка успеваемости учащегося на основании текущего учета знаний.
На контрольном итоговом занятии учащийся должен:
- исполнить подготовленную партитуру;
- транспонировать эту партитуру на нужный интервал;
- спеть в указанной партитуре голоса и ответить на вопросы, связанные с анализом исполняемой партитуры;
- прочитать с листа партитуру.
Оценка выставляется по 10-бальной системе.