ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа основана на типовой (М., 1988), где изложены основные методологические принципы, цели и задачи курса «Чтение хоровых партитур», который является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учащихся хормейстерских отделений. Эта дисциплина входит в специальный цикл учебных планов колледжей, училищ искусств и музыкальных училищ в рамках специальности «Дирижирование (академический, народный хор)», «Народное творчество (хоровая музыка)».
Составителем расширен и обновлен репертуар, включающий хоровые произведения белорусских композиторов, и кратко определены концептуальные подходы к преподаванию данной дисциплины.
Задачи педагога в процессе обучения:
- сформировать представление учащихся о модели хорового звучания партитур различных эпох, жанров и стилей;
- ознакомить с различными исполнительскими интерпретациями лучших образцов хоровой классики духовной, современной, национальной музыки и народного песнетворчества;
- развить практические навыки работы над партитурой, умение их обобщать и реализовывать в будущей хормейстерской деятельности.
При составлении программ по чтению партитур необходимо учитывать индивидуальные особенности учащегося, уровень его музыкального, интеллектуального развития и владение инструментом. Желательно учитывать также стилистику изучаемых партитур в определенной последовательности, от эпохи Возрождения до современной музыки различных жанров (на первом этапе это детские, двухстрочные партитуры, и далее по степени усложнения).
В результате изучения предмета учащиеся должны:
- знать теоретические основы записи и чтения хоровых произведений;
- исполнять изучаемые произведения на фортепиано и петь хоровые голоса с учетом их тембра, в различных исполнительских вариантах;
- транспонировать и читать с листа.
Последовательность изучения дисциплины и количество часов определяются в соответствии с учебными планами.