ПРОГРАММА по хоровому классу для ДМШ

Основные задачи и вокально-хоровые навыки

Певческая установка и дыхание

Младшая группа

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения:   медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Старшая группа

Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.

Звуковедение и дикция

Младшая группа

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Нюансы (mF, mP, P, F).

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Старшая группа

Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах P и PP.

Ансамбль и строй

Младшая группа

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Старшая группа

Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Для подвинутых групп — более сложные навыки многоголосия.

Работа над формированием исполнительских навыков

(младшая и старшая группы)

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и пр.).

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения — динамического и агогического. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. В младших группах — элементарные требования (указания дирижера «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения;
понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений). В старших группах — сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha
Password generation