С того самого момента, когда в Вене в первые часы наступившего понедельника 5 декабря 1791 года умер Вольфганг Амадей Моцарт, началась посмертная судьба его последнего творения – Реквиема, судьба, полная тайн и легенд.
Сочинявшееся Моцартом произведение было заказано композитору графом Вальзеггом, который хотел исполнить его в память о своей умершей супруге, выдав за собственную композицию. Вдова Моцарта, Констанция, должна была непременно найти кого-то из коллег почившего мужа, кто мог бы закончить Реквием, тем самым имитировав выполнение заказа. Целый ряд венских музыкантов пытался выполнить эту работу – Ф. Я. Фрайштедтлер, Й. Эйблер, М. Штадлер, Ф. Кс. Зюсмайр.
Некоторые из этих композиторов вносили свои дополнения прямо в оригинальную партитуру, затрудняя тем самым на десятки лет работу грядущих исследователей, желающих разгадать тайну авторства Реквиема. Лишь Зюсмайр, версия которого до нашего времени казалась окончательной, вынужден был писать новую партитуру, поскольку моцартовский экземпляр был уже не пригоден для дальнейшей правки.
В наши дни Реквием Моцарта чаще всего звучит именно в версии Зюсмайра, хотя уже в 1825 году начали раздаваться критические голоса, говорящие многочисленных ошибках в его работе и серьезных погрешностях против стиля Моцарта. Среди неоднократных попыток создать новую реконструкцию моцартовского текста выделяется позднейшая из них, предпринятая Робертом Левиным, американским пианистом музыковедом, блестящим знатоком музыки Моцарта в 1991-1994 годах. Блестяще аргументировав свое мнение о принадлежности Моцарту практически всего музыкального материала Реквиема, Левин устранил многочисленные ошибки, допущенные Зюсмайром при его разработке, кардинально переработав многие части произведения, особенно в том, что касается инструментовки. Самые же радикальные изменения, внесенные им структуру знаменитого произведения – это более чем в два раза расширенная фуга “Hosanna in excelsis”, а также заново сочиненная фуга “Amen”, основанная на двух темах, содержавшихся в нотном листке с набросками Моцарта к Реквиему, обнаруженному в одном из архивов во 2-й половине XX столетия.
В концерте, который состоится 17 ноября 2019 года в Большом зале Белорусской государственной филармонии, прозвучит Реквием Моцарта в редакции Роберта Левина. Несмотря на очевидные достоинства этой версии, она до сих пор лишь один раз исполнялась на территории бывшего СССР – именно в Минске в 2018 году. На сцену филармонии выйдут Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы» (главный дирижер – Ольга Янум), ансамбль «Камерные солисты Минска» и замечательные певцы:
- Диана Трифонова (сопрано),
- Наталья Акинина (меццо-сопрано),
- Юрий Городецкий (тенор),
- Виталий Амбражевич (бас).
За дирижерским пультом – Дмитрий Зубов.