Лассо, Орландо. Избранные хоры без сопровождения / сост. К. Виноградов. М., 1968
Сборник включает светские сочинения Орландо Лассо для хора без сопровождения. Произведения приводятся в двух языковых вариантах: текст на языке оригинала и текст в русскоязычном переводе, что существенно облегчит работу исполнителей над литературным текстом и поможет глубже вникнуть в авторский замысел.
Орландо Лассо, последний и самый блестящий представитель нидерландской школы, родился в бельгийской провинции Генегау (Эно), в г. Монсе. Точная дата его рождения не установлена — большинство исследователей считают, что это 1532 г.
В детстве Лассо был певчим в родном городе, в церкви св. Николая, восхищая слушателей прекрасным дискантом — за что его трижды похищали. В 1544 г., после третьего похищения, родители Лассо дали согласие Фердинанду Гонзаге, генералу и вице-королю Сицилии, чтобы их сын жил у него в Сан-Дидье. Там Лассо закончил свое музыкальное образование. Сопровождая Гонзагу, Лассо побывал во Франции, Верхней Италии и Сицилии.
Подобно многим деятелям Ренессанса, Лассо много странствовал. Он посетил Антверпен, Англию, Германию. В конце 1556 г. Лассо становится певцом Мюнхенской капеллы при дворе герцога Баварского, а с 1562 г. – ее главным капельмейстером. Здесь композитор работает до конца своей жизни. Скончался он 14 июня 1594 г. и похоронен в Мюнхене.
Побывав во многих странах Европы и изучив творчество их передовых композиторов, Лассо в совершенстве овладел жанрами французской и немецкой песни, итальянских мадригалов и вилланелл, сохраняя, однако, отпечаток индивидуальности и особенности искусства своего народа.
Творческое наследие Лассо огромно. Им написано свыше 2500 произведений: мессы, знаменитые «Итальянские песни», мотеты, мадригалы, вилланеллы, песни и произведения других жанров.
Еще при жизни композитора его произведения много раз издавались. Впервые в 1555 г. в Антверпене, затем в 1564 г. в Париже, в 1577 — в Мюнхене, в 1581 г. — в Париже, в 1582 и 1583 гг. — вновь в Мюнхене.
В настоящий сборник вошли итальянские, французские и немецкие песни композитора. Именно в них с особой силой проявился реализм Лассо, присущий его творчеству в большей степени, чем творчеству других композиторов эпохи Возрождения. В песнях проявилось «особенно ярко своеобразие стиля Орландо Лассо, его типично нидерландская «жанровость» в изображении бытовых ситуаций; грубоватость, добродушный юмор, меткая сатира» [В. Грубер, Всеобщая история музыки, т, I, стр. 246]. И недаром музыковеды считают песни Лассо своеобразной аналогией нидерландской живописи и сопоставляют их с произведениями великого Рубенса.
(К. Виноградов)
Содержание сборника:
Ноr vi riconfortate | О дети! | Русский текст В. Татаринова | 3 |
S’io ti vedess’ | Фарурера | Русский текст В. Татаринова | 7 |
Io ti vorria contar | Как ты сумела? | Русский текст В. Татаринова | 8 |
Matona mia | Матона | Перевод Т. Сикорской | 9 |
О lа, о che bon’eccho | Эхо | Русский текст М. Улицкого | 14 |
Audite nova | Слушайте новости | Русский текст В. Татаринова | 18 |
Baur, was tr?gst im Sacke? | Что несешь ты? | Русский текст В. Татаринова | 20 |
Annelein | Ангел мой | Русский текст В. Татаринова | 23 |
Ich wei? mir ein Maidlein | Не клянись! | Русский текст В. Татаринова | 25 |
Je l’ayme bien | Я так любил | Перевод Т. Сикорской | 28 |
Quand mon mary | Мой муженек | Русский текст В. Татаринова | 31 |
Petite folle | Моя малютка | Русский текст В. Татаринова | 33 |
Скачать сборник полностью