Методические рекомендации
Изучение курса «Чтение хоровых партитур» осуществляется на практических занятиях, которые позволяют преподавателю в достаточной мере оценить уровень подготовки учащегося и наметить пути его дальнейшего профессионального развития.
Составляя индивидуальный план работы с учащимся, педагог должен учитывать уровень его музыкальной подготовки, владение фортепиано, вокальные навыки и умения. Преподавателю необходимо наметить и обсудить с учащимся последовательность этапов работы над хоровым произведением с тем, чтобы научить его основам грамотной работы с партитурой, при этом все задания должны быть понятны и обоснованы.
Содержание урока составляют следующие этапы: устный разбор поэтического и музыкального текстов хорового сочинения; овладение навыками исполнения хоровой партитуры.
Теоретическая работа над хоровым произведением включает: краткий анализ музыкального и поэтического творчества его авторов (эпохи деятельности, художественных особенностей творческого наследия); музыкально-теоретический анализ сочинения (ладотональный план, форма, метроритм, темп и т.д.); вокально-хоровой анализ (тип и вид хора, диапазон голосов, характеристика хоровых партий, интонационные, ритмические, дикционные трудности, дыхание, звуковедение); исполнительский анализ (связь текста и музыки, динамика, штрихи, кульминации).
Работа по овладению навыками грамотного исполнения хоровой партитуры состоит из: выразительного исполнения ее на фортепиано, точного выполнения всех авторских указаний; стремления исполнить ее связно, по хоровому (без педали, при помощи верной аппликатуры) с учетом не только музыкальных средств выразительности (темпа, мелодии, динамики и т.д.), но и особенностей ее хорового исполнения (цезуры, дикции, характера звуковедения и т.д.); пение хоровых партий с дирижированием с учетом тембровых особенностей, динамических и тесситурных сложностей.
Необходимо планировать занятия так, чтобы уже на первых этапах изучения хоровых произведений учащийся получал отчетливое представление о характере музыкального образа произведения, понимал смысл и значение средств музыкальной выразительности, выбранных композитором для верного использования звуковых возможностей фортепиано в создании художественно грамотной интерпретации сочинения.
Подбирая учебный репертуар, преподаватель должен учитывать, что произведения по содержанию и характеру должны быть разнообразными, учащийся обязан познакомиться с хоровыми произведениями различных исторических эпох и стилей, в репертуарный список должны быть включены хоровые произведения для разных типов, видов и составов хора.
Особое внимание следует обратить на развитие навыка чтения с листа.
В течение семестра учащийся должен изучить не менее 6 хоровых сочинений. Объем знаний по курсам распределяется следующим образом:
I курс 1—2 семестры: изучение хоровых партитур без сопровождения для однородного состава (в двухстрочном изложении) и с сопровождением (в однострочном изложении);
II курс 3—4 семестры: изучение хоровых партитур без сопровождения для смешанного состава (в двухстрочном изложении) и с сопровождением для однородных хоров (в двухстрочном изложении).
На контрольном уроке в конце семестра, учащийся должен:
- исполнить подготовленную партитуру соответствующего
уровня сложности; - спеть с дирижированием в указанной партитуре голоса,
ответить на вопросы, связанные с исполняемым произведением; - транспонировать одноголосную мелодию на м. 2, б. 2
вверх или вниз; - прочитать с листа несложную партитуру.
По окончании каждого семестра по предмету «Чтение хоровых партитур» выставляется итоговая оценка успеваемости, учитывающая текущую работу учащегося и результаты, показанные на контрольном уроке.