Объем курса — 38 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет “Основы техники дирижирования” специализации “Музыковедение” является составной частью профессиональной подготовки учащихся, рассчитан на 38 часов на 3 курсе и предусматривает развитие навыков дирижирования, необходимых для дальнейшей практической деятельности преподавателя музыкальной школы.
Занятия по курсу “Основы техники дирижирования” проводятся с учащимися индивидуально.
Задачи предмета:
— воспитание у учащихся любви и интереса к хоровому искусству, народному и профессиональному хоровому творчеству;
— расширение музыкального кругозора;
— ознакомление с понятием “хоровая партитура”;
— привитие навыков техники дирижирования;
— воспитание навыков самостоятельной работы над хоровой партитурой.
Успешное выполнение этих задач возможно при условии тесной взаимосвязи с занятиями в хоровом классе.
В начале семестра педагог должен составить индивидуальный план работы с каждым учащимся и утвердить его у председателя цикловой комиссии. В процессе занятий учащиеся знакомятся с хоровой музыкой разных эпох, жанров, стилей, с творчеством белорусских, русских, зарубежных композиторов, с лучшими образцами народно-песенного творчества. За время работы формируются навыки и умения работы с хоровой партитурой, исполнения изучаемого произведения на фортепиано, пения хоровых партий, знания теоретических основ записи хоровых произведений, отрабатываются определенные дирижерские приемы, их штриховое разнообразие, развиваются ди-рижерско-исполнительские качества, грамотное отношение к дирижерской схеме.
Изучение хорового произведения включает:
— данные о композиторе, его творчестве, авторе текста;
— определение темы, идеи, художественного содержания произведения, взаимосвязи слова и музыки;
— музыкально-теоретический анализ: музыкальная форма, ладотональный план, особенности метро-ритма,гармония, мелодический язык произведения, аккомпанемент, его роль, характер;
— вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, фактура изложения хоровой партитуры, диапазон хоровых партий, голосоведение, способы звуковедения, дыхание, вокально-интонационные, ансамблевые, ритмические, дикционные трудности исполнения и методы работы над их преодолением;
— исполнительский анализ: связь текста с музыкой, раскрытие художественного содержания, кульминация произведения, тембровые краски, характер звука, штрихи.
В процессе обучения глубина и основательность разбора хоровой партитуры возрастают.
Анализ изучаемых произведений желательно кратко излагать письменно.
Учащийся должен знать хоровую партитуру (а сарella) наизусть. При исполнении хоровой партитуры на фортепиано следует добиваться особенностей хорового звучания, т.е. выполнять цезуры, дыхание, слышать голосоведение, соблюдать баланс звучания между голосами. Необходимо следить за тем, чтобы произведение исполнялось выразительно, в соответствии с музыкальной фразировкой, агогикой. Учащийся должен знать все хоровые партии изучаемого произведения (сольфеджио и с текстом), уметь тактировать рукой при пении.
В соответствии с намеченным планом художественного исполнения каждого произведения учащийся должен выработать определенные дирижерские навыки, приемы, жесты, позволяющие наиболее полно и интересно раскрыть художественный замысел произведения, его практическую сторону исполнения. Эта часть работы в курсе предмета является наиболее трудоемкой, длительной, в результате ее учащийся должен самостоятельно работать над хоровой партитурой и в будущей работе педагога должен научить детей правильно тактировать, помогать рукой при сольфеджировании и пропевании с текстом заданных мелодий. Педагогу нужно следить за тем, чтобы учащийся при дирижировании хоровым произведением в классе под фортепиано зримо представлял себе его реальное звучание, и жест носил характер практической помощи хору, партии. В течение учебного года каждый учащийся должен изучить 12-14 хоровых произведений, из них 6-7 без сопровождения.
Контроль и учет успеваемости
Контрольные уроки проводятся с целью определения полноты и прочности знаний учащихся. Контрольный урок включает:
— исполнение двух партитур на фортепиано наизусть;
— исполнение (с текстом и сольфеджио) хоровых партий наизусть;
— устный ответ по всем вопросам, касающимся данных о композиторе, авторе текста;
— музыкально-теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ;
— дирижирование под фортепиано двух произведений, одно из которых с сопровождением.
Произведения, предназначенные для показа на контрольном уроке, должны быть контрастными по характеру, написаны в разных темпах и размерах. По окончании изучения предмета “Основы техники дирижирования” преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основании всей текущей работы и результатов показа на контрольном уроке.
Требования по предмету “Основы техники дирижирования”
— техника дирижирования, ее значение для дирижера;
— постановка корпуса, рук, головы;
— масштаб дирижерских движений при различных динамических и темповых условиях;
— тактирование;
— структура доли в схемах;
— определение граней основных долей такта;
— три момента ауфтакта: внимание, дыхание, вступление;
— прием окончания;
— изучение дирижерских схем 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 в умеренных и умеренно-скорых темпах, динамика – р, mf, f, вступление на различных долях такта, дробленое вступление;
— самостоятельность левой руки при показе выдержанных звуков;
— паузы между фразами;
— фермата в середине и конце произведения, на паузе, приемы их исполнения.