СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Введение в предмет, цели и задачи курса
Роль предмета «Хороведение» в профессиональной подготовке учащихся в качестве артистов хора, ансамбля, дополнительной квалификации учитель музыки. Содержание, цели и задачи курса. Связь «Хороведения» с другими специальными предметами: хоровым и вокальным классом, дирижированием, чтением хоровых партитур, сольфеджио, классом вокального ансамбля. Хоровое пение как вид музыкального искусства. Содержание, формы, специфические средства выражения. Органичное сочетание музыки и слова. Коллективная основа природы хорового искусства.
2. История хорового искусства. Жанры хорового исполнительства
Основа хоровой культуры — народное хоровое пение и церковно-певческое. Влияние хорового пения на развитие музыкальной культуры. Краткий обзор истории зарубежного, русского и белорусского хорового искусства. Профессиональные хоровые коллективы Беларуси, выдающиеся хоровые деятели.
Основные элементы хоровой культуры (хоровое исполнительство,
хоровое творчество, хоровая педагогика), их взаимосвязь.
Художественно-творческие направления в хоровом искусстве — академическое, народное, профессиональное и любительское. Академические хоры. Народные хоры.
Жанры хоровой музыки: хоровые капеллы, ансамбли песни и пляски, оперные хоры. Пение с сопровождением и без сопровождения.
3. Строение голосового аппарата певца, принципы его работы.
Певческий процесс — результат взаимодействия всех частей голосового аппарата. Краткие сведения об устройстве голосового аппарата, функции его составных частей, их взаимодействии.
Резонатор. Нижние и верхние резонаторы голосового аппарата, их роль в процессе звукообразования. Тембр звука.
Диапазон. Понятие регистр. Регистровое строение голосов. Регистры мужских, женских и детских голосов. Переходные ноты.
Фальцет, его использование в сольной и хоровой певческой практике.
Вокальная работа — средство расширения исполнительских возможностей хора.
Основные певческие навыки. Певческая установка, ее значение. Дыхание и его роль в звукообразовании. Особенности певческого дыхания. Типы дыхания. Дыхание при различных темпах и нюансах. Дыхание и звуковедение. Виды дыхания (одновременное, цепное). Дыхание как средство выразительности.
Опора звука. Атака звука, ее типы. Влияние атаки звука на процесс звукообразования.
Понятие «вокальная позиция». Высокая позиция. Единая манера формирования гласных. Ее значение для выработки вокальной звучности.
Значение окраски голоса и характера звука для достижения художественной выразительности.
Звуковедение, основные вокальные штрихи. Вокальный слух. Вокально-хоровые упражнения для развития различных навыков звукообразования и звуковедения. Примарная зона.
Гигиена голоса и профилактика заболеваний голосового аппарата.
4. Классификация певческих голосов
Певческий голос. Голоса профессиональные и непрофессиональные. Основные характеристики певческого голоса: высота, сила, тембр, диапазон. Классификация певческих голосов.
Детские голоса .(дискант (сопрано), альт). Диапазон (общий и рабочий). Тембр, регистры, вокально-технические и выразительные возможности детских голосов в зависимости от возраста и степени вокально-хорового развития. Переходный период (мутация) у детей.
Голоса женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) и мужские (тенор, баритон, бас), их разновидности. Известные певцы, обладающие тем или иным типом голоса. Примеры оперных партий, соответствующих типам женских и мужских голосов. Диапазоны (общий и рабочий). Тембр, регистры, тесситура, вокально-технические и выразительные возможности женских и мужских голосов.
Определение типа певческого голоса по тембру, диапазону, переходным нотам, тесситурным возможностям.
5. Хор, хоровые партии
Определение понятия «хор». Хоровой коллектив, его организационные и художественные основы.
Хоровые партии, их комплектование. Характеристика вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей хоровых партий (общий и рабочий диапазон, тембр, тесситура, функции каждой партии в зависимости от содержания и стиля исполняемого произведения и т.д.). Дивизи.
6. Типы, виды, составы хоров
Типы хоров: однородные — детский, женский, мужской; смешанные — полный, неполный. Характеристика вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей хоров различных типов (примеры).
Виды хоров. Характеристика состава хора по количеству хоровых партий. Одноголосие как самостоятельная форма хорового исполнительства. Двухголосные, трехголосные, четырехголосные хоры.
Характеристика хора по количеству певцов: малый, средний, большой составы однородного и смешанного хора. Их исполнительские возможности. Примеры хоровых коллективов.
Многохорные произведения (примеры), принцип их звучания.
Хоровая партитура. Особенности записи хоровых сочинений. Примеры произведений для хоров разных составов.
Основные принципы расстановки хоров (на примере известных профессиональных коллективов).
7. Дикция и орфоэпия в пении
Хоровое пение — синтез речи и музыки. Значение слова в пении. Дикция в разговорной речи и в пении. Литературная речь. Различие в произношении и написании слов. Произношение слов в хоровом пении в соответствии с нормами литературного языка.
Орфоэпия. Гласные и согласные звуки. Классификация согласных по способу их произношения. Певческая редукция гласных. Отчетливость артикуляции при формировании гласных и согласных. Исправление недостатков дикции. Единство формирования и произношения гласных и согласных как важнейший элемент ансамблевого исполнения.
Зависимость дикции от темпа, нюансов, фактуры.
Различные ударения в музыке и слове, слоговые переносы, роль осмысленного пения.
8. Ансамбль
Ансамбль в искусстве (архитектура, скульптура, живопись, театр). Ансамбль в музыке.
Понятие «хоровой ансамбль». Частный и общий ансамбль. Естественный и искусственный ансамбль. Зависимость ансамбля от дикции, тембра, метроритма, темпа, фактуры, динамики и т. д. Виды хорового ансамбля. Ансамбль хора и сопровождения. Ансамбль хора и дирижера. Роль певца в создании общехорового ансамбля. Единая вокальная манера звучания — основа ансамбля в хоре.
Принципы отбора певцов в хор. Дефекты голоса, разрушающие ансамблевое звучание.
9. Строй
Строй в музыке. Темперированный строй. Зонный строй. Интонирование в пении.
Значение строя в хоровом пении. Строй мелодический и гармонический. Основа мелодического строя — унисон хоровой партии.
Интонирование ступеней мажорного и минорного ладов в зависимости от их функционального (гармонического) значения. Правила интонирования интервалов, хроматических гамм, аккордов.
Влияние на хоровой строй тесситуры, голосоведения, метроритмической структуры произведения, динамики, темпа, психофизиологический фактор.
Строй в произведениях для хора без сопровождения и с сопровождением.
Вокальные недостатки, влияющие на строй: форсированное пение, утомленность голоса, низкая позиция, неумелое пользование дыханием, переходные ноты.
10. Средства музыкальной выразительности в хоровом исполнительстве
Определение понятий «темп», «метр», «ритм», «нюансы».
Простые, сложные и смешанные размеры. Схемы дирижирования.
Зависимость метроритма от характера поэтического текста в хоровом произведении. Цезура, ее значение и признаки. Связь метроритма с темпом и дикцией. Синкопы, их виды и исполнение. Ферматы.
Градация темпа. Темпы устойчивые и переменные. Агогика. Терминология, обозначающая темп и указывающая на характер исполнения произведения. Метроном.
Влияние музыкально-технического и вокального уровня хора на темп. Связь темпа с манерой звукоподачи, характером звуковедения.
Нюансы постоянной и переменной силы звучности. Основные степени громкости звука. Терминология. Подвижные нюансы. Акцент и сфорцандо. Контрастная динамика. Зависимость нюансировки от склада письма. Нюансы и тесситура.