СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Практика проводится под руководством педагога-дирижера, который консультирует учащихся как в методическом, так и в организационном плане. Начинается дирижерская практика со II учебного полугодия одновременно с предметом «Методика работы с творческим коллективом» и должна проводиться в тесном взаимодействии с данной дисциплиной.
В детских и взрослых любительских хорах со сложившимися традициями учащиеся могут работать со всем хором, с отдельными группами и хоровыми партиями; петь в хоре, осмысливая и наблюдая методику работы руководителя; участвовать во всех воспитательных мероприятиях, являясь равноправными членами коллектива. Во вновь организуемых хорах и ансамблях учащиеся приобретают навыки самостоятельного решения всех вопросов, начиная с отбора и приема певцов в хор, планирования и функционирования коллектива.
На первом этапе дирижерской практики рекомендуется:
• посещение репетиций детских и взрослых хоров и ансамблей с последующим анализом;
• просмотр видеокассет с записями репетиций, мастер-классов ведущих хормейстеров, концертных выступлений профессиональных и любительских хоров;
• наблюдение и анализ методов и приемов работы руководителя базового коллектива по вокально-хоровой работе, разучиванию произведений.
Если практика работы с детским хором организована в секторе педагогической практики, то руководитель должен сам провести несколько показательных репетиций.
Владея объемом знаний по курсу профилирующих дисциплин («Хороведение», «Хоровой класс», «Дирижирование», «Методика работы с творческим коллективом», «Методика детского музыкального воспитания», «Изучение репертуара детского хора»), учащиеся претворяют их в практические навыки.
В результате прохождения дирижерской практики учащиеся должны знать и уметь:
• отбирать, прослушивать и организовывать певцов в творческий коллектив;
• подбирать репертуар с учетом возраста, степени подготовленности и возможностей певцов;
• самостоятельно подготовить хоровое произведение (кратко охарактеризовать творчество авторов музыки, а также образ и идею произведения; знать наизусть музыкальный и литературный текст, дирижерски и вокально-интонационно осмыслить и знать исполнительский, художественный план, подготовить нотный материал);
• составить репетиционный план работы;
• освоить комплекс вокально-хоровых упражнений, уметь распеть хор;
• овладеть методикой разучивания одноголосно и многоголосно партитур с различными составами;
• выполнять роль не только дирижера, но и аккомпаниатора;
• составлять концертную программу и осуществлять концертную деятельность;
• использовать в работе приемы ведущих хормейстеров по вокальному воспитанию коллектива.
Репертуар для практической работы с различными составами определяется учащимися с помощью руководителя практики.
В учебных планах отведено по 8 часов на индивидуальную для каждого учащегося подготовку государственной программы с учебным хором, которые могут быть отданы руководителю хора или педагогу по специальности. Преподаватель выполняет консультативную роль, поэтому решения по всем вопросам практики учащихся принимаются совместно с руководителем.
По результатам прохождения практики проводится контрольное занятие в виде концертного выступления базового коллектива или показ репетиционного процесса. Критерии оценки разрабатываются цикловыми комиссиями с учетом накопленного опыта.