3 марта 2023 в Большом зале Белорусской государственной филармонии (пр.Независимости, 50) состоится гала-концерт белорусской хоровой музыки к 90-летию Белорусского союза композиторов.

В программе:

Мировая премьера Олег Ходоско – Симфония для смешанного хора a’capella “Missa”

Хоровые сочинения Людмилы Шлег, Вячеслава Петько, Олега Молчана, Галины Гореловой, Сергея Бугасова, Алины Безенсон, Игоря Лученка, Дмитрия Долгалёва, Леонида Захлевного, Елены Атрашкевич.

Исполнители:

заслуженные коллективы Республики Беларусь

Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г.Р.Ширмы
Главный дирижёр – Ольга Янум

Академический хор Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь
Дирижёр – Андрей Саврицкий

Купить билет

Симфония для хора a capella “Missa” была написана Олегом Ходоско в 2021 году. В ней необычный, во многом уникальный жанровый микс – симфонии и мессы. Однако он оправдан философской сущностью обоих жанров, направленных, пусть и очень по-разному, на поиски смысла жизни. И в чем-то продолжает сегодняшнюю тенденцию сценического воплощения барочных месс, охватившую крупнейшие театры мира и соединяющую мессу с оперой.

В названиях и общем характере шести частей (“Kyrie eleison”, “Gloria”, “Credo”, “Sanctus”, “Agnus Dei”, “Kyrie eleison”) сохранены внешние очертания мессы как духовного музыкального жанра на канонические тексты латинского католического богослужения. Одно лишь исключение: мессе вовсе не свойственна зеркальность, когда последняя часть повторяет первую в обратном порядке разделов. Да и между другими частями проведены тонкие, но очень крепкие интонационные связи, присущие симфонизму и придающие всему произведению единство. Хоровая фактура тоже развивается по симфоническим законам – процессуально, в её отдельных голосах (а их 16, как у нидерландских полифонистов XV–XVI веков), даже видятся намёки на оркестровые тембры.

Но главное – в этой развёрнутой партитуре композитор апробирует авторскую технику письма. Разработанный им самим новый метод построения многоголосной музыкальной ткани основан на соединении полифонических приёмов и принципов минимализма: каждый голос имеет своё мелодическое зерно, которое развивается через повторы разной протяжённости.

Впервые О.Ходоско применил такую технологию в своей Симфонии №8, которая пока не была исполнена. Однако там его метод применялся к оркестру, а тут – к хору, что намного труднее. Но композитор, прекрасно знающий вокально-хоровую специфику (да-да, он сам когда-то пел в Государственной академической хоровой капелле им. Г.Ширмы), поставил перед исполнителями вполне выполнимые, несмотря на всю свою сложность, задачи. И премьера – тому подтверждение.

Надежда Бунцевич

Leave a Reply

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha
Password generation