Алёна Геннадьевна Грозова

магистр искусствоведения, учитель хорового класса ДМШИ № 13 (г. Минск), артист Заслуженного ансамбля песни и танца МВД РБ, регент прихода святителя Спиридона (г. Минск)

Аннотация. Статья посвящена вопросу влияния хорового пения (искусства) на чувство национальной принадлежности. Структура статьи состоит из трех разделов:

  1. анализ понятий, заложенных в теме;
  2. влияние хорового искусства на формирование чувства единства;
  3. актуальность взаимовлияния хорового искусства и национальной идентичности сегодня.

Ключевые слова: хор, хоровое пение, хоровое искусство, народ, нация, национальная идентичность

Annotation. The article focuses on the impact of choral singing on national identity. The article consists of three parts:

  1. Analysis of the concepts presented in the topic
  2. Influence of choral singing on the formation of a sense of national unity
  3. Relevance of mutual influence of choral singing and national identity today

Key words: choir, choral music, art of choral singing, people, nation, national identity.


ВСТУПЛЕНИЕ

В теме данной статьи заявлены три основных понятия: хоровое искусство (или просто хор), национальная идентичность и современные условия (или просто современность). Как же эти три понятия связаны? Разберем каждое понятие в отдельности, а после во взаимосвязи.

Анализ понятий, заложенных в теме

В переводе с древнегреческого «хор» (χορός) означает «толпа». Основное же музыкальное значение подразумевает зачастую не только совместное звучание человеческих голосов, но и «певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения». А слово «коллектив» уже подводит к очевидным чертам уменьшенной модели «общества», «народа». Так как хор – это уже не просто толпа, а объединенная (!) толпа, где каждый поет не свою песню, а строго придерживается рамок одной и той же композиции для всех участников. Таким образом, как граждане общества выполняют правила своего государства, так хоровые певцы обязаны выполнять определенные правила, чтобы исполнение стало возможным. Если народ связан общей землей, государственным имуществом и ограничен конкретными людьми, то проводя параллель, хор объединен одним произведением, одним текстом, или одним выступлением, подразумевая временное значение. Кроме того, хор имеет руководителя и внутреннюю классификацию (партии, солисты, сопровождение). То есть, как в семантике, так и в структуре понятия «хор» изначально заложены схожие иерархические характеристики со значением слов «народ», «нация» (справочно: нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика).

Второе фигурирующее понятие – национальная идентичность – это чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком» [Искусство]

В данном определении в первую очередь необходимо обратить внимание, что национальная идентичность – это, в первую очередь, чувство (невидимое, но не значит слабое), а уже после в определении указываются видимые критерии (язык, традиции и т.д.). А слово «чувство» нас приближает к эмоциональным категориям, связанных уже непосредственно с искусством, хоровым в том числе.

Если же рассмотреть в отдельности перевод слова «идентичность» (от ср.-век. лат. identicus – тождественный, одинаковый), мы также придем к значению «объединенности чем-либо», в данном случае схожестью, одинаковостью.

Заложенное в тему статьи третье понятие «современности» («современные условия») отражает проблему актуальности, подчеркивает, вышеуказанные, взаимосвязи и проведенные параллели между хоровым искусством и национальной идентификацией именно сегодня.

Подводя итоги краткого семантического анализа трех заявленных понятий и слов связанных с ними, можно обратить внимание на следующее: так или иначе, термины «хор» и «нация, «народ» – это люди. Но люди объединенные. А яркое ощущение людьми национальной принадлежности  в своем озвучивании чувства единства, порой становится сродни воодушевленно исполняющему хору из старательных преданных певцов. Здесь каждый певец ярко ощущает родство своих эмоций с эмоциями хористов, совокупность сил и одну цель.

Влияние хорового искусства на формирование чувства единства

«Музыка начинается там, где кончаются слова»

Генрих Гейне

Издревле одним из признаков рождения той или иной цивилизации было появление форм искусства. Пение – одно из самых старейших искусств, им люди сопровождали главные события жизни, а также труд и любые эмоциональные состояния в момент переполнения чувствами. Теперь мы наиболее приближены к логическому суждению о связи и влиянии хорового пения на то самое чувство национальной идентичности. Если хор – это толпа (в значении прямого перевода), связанная общими правилами звучания, а национальная идентичность – это чувство родства с конкретно взятым народом, то есть со «своей» толпой, и ее устоями и традициями, то роль хорового искусства в формировании национальной идентичности прямо параллельная по своим возможностям и целям – ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ. Тесную связь хорового искусства и национального чувства, а также значение хорового пения в жизни человека, его силу и влияние на массы  подтверждают нижеследующие обстоятельства, сформированные в семи пунктах.

  • Существование гимнов. Гимны имеют страны, спортивные команды, лагерные отряды и т.д. Гимны могут иметь любые объединения людей, считающие себя целым или взаимосвязанными. Для представления себя на международной арене в ушедшие времена страны могли бы использовать только герб, флаг, дополнить речевкой. Или использовать национальный танец, (элементарный набор отличительных движений, отличающий тот или мной народ). Но когда-то для этого была выбрана именно песня, то есть гимн. Причем песня могла бы быть сольной (солист доносит текст гораздо понятнее, чем множество певцов). Однако в хоровое искусстве есть вещь более сильная, чем просто текст, это мощная объединяющая энергия, концентрирующая поющих или слушающих на единстве. Поющая (даже без слов) толпа всегда или почти всегда создает «заражающий, будоражащий эффект». Кроме того хоровое пение естественно и самобытно, способно на высокую духовность. Про мощный объединяющий и поднимающий дух эффект совместного хорового пения хорошо знают и в армиях всех стран. Кроме строевых маршевых песен, милитари-речевок, командирских призывов нараспев и традиции «зазывал», в пример можно привести бригады артистов, которые в военное время на фронте песнями поднимали дух бойцам, а после эти песни становились хоровыми.
  • Народные песни. Народные песни рождены каждым народом. Появились не по заданию, созданы природой людей, сами собой. Именно народные песни в наибольшей степени отражают облик того или иного народа (афроамериканцы от рождения поют ритмические песни, а маленькие славяне с молоком матери впитали протяжность и простор в песнях). По песням народа судят о его характере, уровне развития, узнают о его трудностях и успехах.
  • Проведение хоровых праздников на площадях с участием многотысячных хоров. Многолетние традиции такого пения в отдельных странах (странах Прибалтики, например).
  • Люди выражают себя пением. Почти всегда в пении человек открыт и обнажен (душа «как на ладони»). Ни танец, ни изображение, ни инструментарий не могут передать с такой природной силой, искренностью и харизмой богатство внутреннего мира личности или народа как человеческий голос. А в своем слиянии человеческие голоса обладают уникальным свойством не только трансляции эмоциональных состояний и передачи жизненных накоплений, но и мощнейшим естественным, и даже, в своем роде, уникальным фактором зарядки, влияния и подчинения других людей.  Хоровое пение естественно и самобытно.
  • Не одна диссертация уже защищена на темы, связанные с вокальной терапией, коррекцией психологических травм и просто мощной релаксацией. Раньше люди голосили на похоронах, невесты «выли» перед свадьбой. И эмоционально тем самым высвобождались от негативных эмоций. Сегодня  в эпоху гаджетов люди не только ограничены в общении, но и «закупорены» эмоционально, что обостряет потребность в качествах, заложенных в хоровом пении, подчеркивает ценность его свойств.
  • Пение – природно заложенное искусство в каждом человеке, независимо от развитого или неразвитого музыкального слуха. Пение – это естественный физиологический процесс, оно также родственно стону, плачу, крику. Некоторые хормейстера при обучении пению, напоминают, что самое правильное и естественное звукоизвлечение – это крик младенца при рождении.
    Колыбельные песни – это тоже своего рода обмен важными эмоциями с ребенком, это разговор с человеком, еще не знающим слов. Но это уже разговор. По сути малейшие «попевки», «улюлюкания» и прочие голосовые способы общения с маленькими детьми – это тоже форма пения и, опять же, именно через эту форму ребенок способен понять и сам выразить очень многое.
  • Наконец, хоровое искусство – это интуитивное подражание ангельским войскам, не перестающим славить Творца («Херувимы тайно образующе»). Голос – самый совершенный инструмент и единственный нерукотворный, а созданный Богом. Очень сложно создать две одинаковые скрипки, однако еще сложнее и даже невозможно встретить два абсолютно одинаковые тембра человеческих голосов. Голос – это уникальная сугубо индивидуальная характеристика личности. По краске голоса можно узнать человека без визуального соприкосновения с ним (Примеры: 1) библейский источник: «… и овцы идут за ним, потому что знают его голос» (Иоан, 10:4); 2) сказка «Волк и семеро козлят»; 3) сегодня по голосу также с помощью технологий идентифицировать человека).

Таким образом, хоровое пение с одной стороны естественное и простое явление, с другой стороны удивительно таинственное, до конца неизученный феномен.

Актуальность хорового искусства сегодня

В наши дни возможности хорового искусства весьма актуальны. Сегодня, когда навязанные расколы в обществах столь распространены, роль хорового исполнительства стали понимать даже те, кто ранее не придавал этому искусству особого значения. Хоровое пение может быть искусным и простонародным, оно общедоступно, с всегда имеющимся инструментом с собой. Роль совместного пения, по мнению автора, сегодня весьма велика, а искусство возымело новые актуальные для молодого поколения формы (записанные хоры онлайн и др).. Хоровое пение – это уже «мы», а не «я», хор – это уже маленький организованный народ со своим руководителем. Хоровое пение – реальный, сильный и быстро эффективный двигатель масс, его, как и оружие, можно использовать как в положительных, так и в разрушающих целях. Этим средством нельзя пренебрегать. Даже не обладая знаниями о воздействии хорового искусства, любой человек без предварительной подготовки в несколько секунд может ощутить всю его силу, благодаря естественности формы и заложенным «окрыляющим», «поднимающим» свойствам этого искусства. Оно прекрасно и возвышенно, но одновременно очень сильно. Оно может подкупить своей общенародностью и простотой, может повести толпы, если угодно – имеет зомбирующий эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, когда и простейшие и сложнейшие операции выполняет компьютер и даже искусственный интеллект, то самым ценным критерием обладания сферами влияния являются человеческие хоры (т.е. толпы), это борьба за их чувства, а конкретнее за их ощущение принадлежности к той или иной зоне влияния. Хоровое пение же невозможно реализовать компьютерными технологиями, ими можно создать лишь множественность голосов, но главные тайные сильные свойства, благодаря которым оно так ценно, передать смогут лишь живые человеческие голоса.

Литература:
  1. Искусство и цивилизационная идентичность / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2007. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003390426/ (дата обращения 28.03.2021).
  2. Нация // Толковый словарь русского языка / сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/O/OJEGOV_Sergey_Ivanovich/_Ojegov_S.I..html#000 (дата обращения 28.03.2021).
  3. Хор // Большой толковый словарь русского языка / сост, гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?all=x&word=%D1%85%D0%BE%D1%80 (дата обращения 28.03.2021).

Концертный хор «Клавиши» Детской музыкальной школы искусств № 13 г. Минска. Рук. Алёна Грозова, концертмейстер Анна Мкртчян. Солистка Мария Власюк.

https://www.youtube.com/watch?v=9JWZGr_Op7g 1. Духовный стих свт. Николаю. 2. Е. Турчинская, сл. И.Титовца «Намалюем вершам крылы», солистка Мария Власюк (Струнный квартет: А.Троян, Н.Карабинская, Е.Лаппо, Т.Курильчик)

https://www.youtube.com/watch?v=FyuPE7ej4ZA&list=RDMM&start_radio=1 М. Фрадкин, сл. Р. Рождественского «За того парня», аранж. Е. Атрашкевич, солист Павел Козич

Молодежный любительский хор «Виссонъ», рук. Алена Высоцкая (Грозова), администратор Светлана Стефаненко

http://visson.by/index.php/ru/video А.Д. .Кастальский «Кондак и икос из панихиды»

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha