Тараканов Б.И., Федоров А.В. «Хор вам в помощь!», или Занимательное хороведение: [Учебное пособие нового поколения по теории и практике хорового дела]: Как в наше время создать хор и не сойти с ума. – М.: РГГУ. 2017. – 410 с.
Вышла в свет новая книга “Хор вам в помощь!” известных российских хормейстеров Бориса Тараканова и Антона Фёдорова. В книге с искромётным юмором и доступным языком рассматривается огромный круг вопросов организации и управления хоровым коллективом, включая музыкально-исполнительские, организационные, психологические, финансовые аспекты этой непростой и многогранной деятельности.
Авторы предоставили книгу в свободном доступе, и наш портал делится с вами, дорогие читатели этим ценным изданием.
Приятного чтения!
Предисловие от авторов
Кто сказал, что хороведение – это скучно и нудно? Точно не мы!
Кто сказал, что освоить дирижирование и работу с хором практически невозможно? Снова – не мы!
Итак, вам нравится хоровое пение, как искусство. Более того, вы уже знаете, что хор – это не только собрание поющих. И, что не менее важно, вы хотите узнать о хоре больше, но не готовы поступить ради этого познания в музыкальное учебное заведение, во всяком случае, пока. А может даже и поступили? Тогда эта книга – для вас!
От вас: желание, настроение, интерес.
От нас: то же самое, что и от вас. И еще кое-что.
«Кое-что» включает несколько сотен страниц нескучного текста, наполненного личным опытом, впечатлениями и экспериментами. А дальше все, как обычно: просто о самом сложном. О хоре.
С уважением, Авторы.
Содержание
Книга, которую ждали • 5
От авторов • 7
ХОРОВЕДЕНИЕ. Наука и жизнь • 12
Великий Чесноков и его Книга • 12
О том, как поссорился Павел Григорьевич с Николаем Михайловичем • 13
ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО, или Откуда есть пошло… • 16
Россия. Пение как точка опоры, перевернувшая мир • 19
Первый Крестьянский концертный хор • 19
Клирос как двигатель хорового прогресса • 20
Больше голосов – хороших и разных • 21
Хор патриарших певчих дьяков. Традиции и инновации • 22
Альтернативная история хоровой музыки в России • 26
Первый государственный профессиональный хор • 26
Дмитрий Бортнянский как зеркало русской конкуренции • 28
Придворная певческая капелла. Свой дом • 31
Капелла. Далее – везде • 32
Частные хоры как новое направление • 35
Хоры графские • 36
Хоры княжеские • 38
Мода на хор или От слова любовь • 39
Подмосковные Мытищи как родина новой Капеллы • 43
Москва рабочая • 43
Москва. Поющий университет • 44
Москва. Поющая площадь • 47
Хор Народного университета Шанявского • 49
Во славу Божию • 53
Рожденные революцией? • 55
Профессиональные хоры СССР • 57
Радио – телевидение • 57
Армия в искусстве, или «Где песня, там и пляска» • 60
Ансамбль песни и пляски. Новая альтернатива • 60
Поющая – значит сильная • 61
Хор как символ государства • 62
Имени Юрлова • 63
Подросшие Соколята • 65
Камерные хоры. Американская диверсия? • 66
Под знаком Струве, или «Обучение музыке – через хор!» • 68
Церковные хоры – в авангарде культуры! • 70
Любительские хоры вчера, сегодня, далее – всегда! • 72
История ВХО • 73
Кадры решают все! • 73
Не только учеба! • 82
ТЕХНОЛОГИЯ ЖАНРА • 84
Формула хора • 84
Так что же такое хор? • 84
А что же по этому поводу говорят Мастера Хора? • 86
Определение хора для декларации на экзаменах • 87
Путеводитель по хору • 87
Что такое ансамбль? • 87
Формы ансамбля • 88
Ансамбль и его зависимость от фактурного изложения партитуры • 88
Ансамбль и его зависимость от тесситурных условий • 89
Ансамбль и его зависимость от фактуры произведения • 93
Так как же достичь ансамбля? • 98
Что такое строй? • 99
Строй и плотность звука • 101
Динамика, или “Те самые нюансы” • 102
О тройственном союзе и любовном треугольнике динамики, темпа и ритма • 103
Какими бывают хоры • 106
Вид или тип? • 106
Как устроены хоровые партии • 107
Академический или народный? • 108
А что, если? • 109
Состав хора • 110
Голоса в хоре • 112
Легенда о диапазоне • 112
Регистровое строение голоса • 113
Женские голоса • 114
Мужские голоса • 116
Немного о вокально-технической культуре хора • 117
«Чем петь?», или Краткое слово о голосовом аппарате • 118
Источник звука • 118
Резонаторы или то, что… Впрочем. читаем дальше • 119
Серьезно о серьезном • 121
Дыхание • 121
Опора как гарант вокальной устойчивости • 124
Работа лад дыханием • 133
Методическая копилка • 134
Цепное дыхание как один из признаков высшего пилотажа • 136
«Разморозка и разогрев», или Распевания: кому они нужны? • 137
Звукообразование • 141
Атака • 142
Дикция, артикуляция и биомеханика • 143
Гласные? • 148
Глухие и звонкие • 149
Согласные • 152
Работа над дикцией • 154
Звуковедение • 156
Артикуляция. или «Разделяй и властвуй! • 158
Цезурность – не от цензуры • 159
Штрихи – не только к портрету • 160
Работа над интонированием • 161
Алхимия строя • 164
Недостатки строя и как с ними бороться • 168
Никаких – без ансамбля! • 170
Проблемы н решения (советы Мастеров Хора) • 176
Экономика жеста • 180
Работа над темпом • 181
Странный термин -“акцентуация” • 188
Фермата как разновидность остановки • 188
Хоровая партитура, или «Из-за чего, собственно?..» • 190
Общий анализ хоровой партитуры • 190
Анализ и синтез • 191
Вокально-хоровой анализ • 191
Исполнительский анализ • 192
Разучивание произведения с хором • 197
Сетка или авоська? (нечто о дирижерских схемах) • 200
Театр мимики и жестов • 200
Как расставить хор? • 206
«Дал верный тон наш камертон…» (Камертон как атрибут жизни хорового дирижера) • 209
О хоровой литературе – с любовью • 214
«Не сгинь в Пуччини!», Или не все музыка, что звучит (национальные особенности репертуарной политики) • 214
КОНСТРУКТОР ХОРА 220
Методология помощи окружающей действительности • 222
«Какого хора?!» Или – любительский или профессиональный? • 222
Хор при… • 224
Помощь вузам в обретении именно вашего хорового коллектива • 224
Формирование личного состава • 227
Интернет-сайт хора • 227
Размещение информации в Интернете • 228
СМИ и расклейки • 229
Походы на объекты • 230
«Слава Богу, ты пришел!» • 230
Искусственный отбор, или Проверка данных • 232
Трудности начала пути • 233
Вперед и с песней? • 234
Возрастные особенности • 236
Тайна имени, или Как назвать хор • 236
Праздники и радости • 237
Прикладная конфликтология, или «Хамству – бой! • 238
Хор – территория диалога • 243
«Единство» или «Путешествие.?» • 245
Право на ошибку. Точнее – его отсутствие… • 246
Территория хора • 247
Жизненное пространство и материальная база • 247
Помещения для общехоровых и разводных репетиций • 248
Размер имеет значение • 248
Комфорт как поддержка качества • 249
«Звуки Му» • 249
Эргономика хора • 249
Нотная библиотека • 250
Концертные костюмы • 251
Дополнительные элементы материальной базы • 251
Станки – не только для завода • 252
Планирование и прогнозирование • 253
Плоды просвещения, или Хор в действии • 254
«Мы сами композиторы!»
Или как не бояться самому писать хоровую музыку • 254
Прожиточный минимум хорового композитора • 257
«Тоника с тоником» • 258
В тесноте, да не в обиде • 261
Экстремальные скачки • 264
«Секс-аккорд» • 266
Кадансовый и проходящий • 267
Три семерки • 268
Умные диссонансы • 271
«Нанотехнологии» в композиции • 275
Совершенствуя мастерство • 277
Маленькие секреты переложений и адаптаций • 283
Переосмысленная классика, или «Внедрение хора в оперные арии» • 287
Несколько слов о работе напильником • 290
Юмор в музыке • 291
Нарушаем правила! • 292
Обо всем понемногу • 297
Закрепление эффекта • 300
Репетиционная работа (советы из прошлого) • 300
О концертах. А если точнее: как войти в концертную жизнь и рассказать о ней • 303
Концертная ситуация • 308
Некоторые секреты мотивации • 309
Райдер хора • 310
Шедевры профессиональной психологии, или Эффект Полянского • 311
Фестивали, конкурсы, ассамблеи, форумы хоровые конгрессы • 312
Как самому организовать хоровой фестиваль, конгресс или ассамблею • 314
Хоровая ассамблея • 314
Хоровой фестиваль • 315
Хоровой конгресс • 316
Хоровые лагеря и туристические гастроли. Немного прикладной логистики • 317
На чем хору ехать? • 318
Где хору жить? • 319
Чем хору питаться? • 319
Где хору выступить? • 320
Как самим организовать зарубежные гастроли • 320
Шенгенная инженерия • 321
Хоровой лагерь нового поколения • 325
Специфические особенности хоровых выездов • 326
Удержание внимания и интереса • 328
Ваш певец посещает параллельно другой хор. Что делать? • 328
Креативная экономика, или Экономика н менеджмент хорового искусства • 330
А как у них? • 330
Менеджер хорового коллектива • 331
И снова – а как у них? • 333
Фандрайзинг, или Поиск и разработка источников финансирования • 335
Грамотная формулировка проекта • 340
Письмо с просьбой о финансировании или Стартовое спонсорское письмо с приложением (блиц-описанием) • 342
Переговоры со спонсором • 346
Особенности спонсорских переговоров • 349
Механизм передачи средств • 352
Финансовая отчетность о целевом использовании средств • 353
Благодарности • 354
Краткая блиц-инструкция для понимания того, что нет ничего невозможного • 354
Как построить деловой разговор • 357
Десять золотых правил в завершение темы • 358
Деньги хора • 360
ДИРИЖЕР И ВСЕЛЕННАЯ (заметки на полях партитур) • 362
Соционика хорового дела • 362
Вселенная дирижера • 362
Дирижер и любимое дело • 363
Дирижер и талант • 364
Дирижер и знания • 365
Дирижер и харизма (в нашем случае — ХОРизма) • 368
Дирижер и страх • 369
Дирижер и дисциплина • 372
Дирижер, похвала и любовь • 372
Дирижер и Удача • 374
Дирижер и триумф • 378
Дирижер и сбыча мечт • 379
Дирижер и отношение к успеху • 379
Дирижер и критика • 380
Дирижер и неудачи • 382
Дирижер и ошибки (универсальный решатель проблем) • 386
Дирижер и благодарность • 388
Обмен опытом • 389
Советы дирижерам маэстро Роберта Шоу • 389
Девять дирижерских советов из разных стран • 391
Три заключительных совета от авторов • 392
Общий вывод, или Еnd credits • 393
БОЛЬШАЯ ШПАРГАЛКА ПО УСПЕХУ (все шпаргалки в одном месте) • 394
Список использованной и рекомендованной литературы (включая интернет-источники) • 402
Загрузка
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО С САЙТА “Нотный архив Бориса Тараканова”: