18 ноября (воскресенье) в 16:00 в Малом зале им. Г. Ширмы Белгосфилармонии  состоится концерт-презентация авторских сборников композитора Алины Безенсон с участием детских хоровых коллективов и солистов г. Минска, г. Борисова и г. Гродно. 

У многих людей дождь ассоциируется с грустью и одиночеством. Но ведь это совсем не так, ведь в окружении артистов, коллег, родных и друзей невозможно быть одиноким. Дождь собирает и сплачивает всех! Предлагаем вам интересную музыкальную программу под названием «Прогулка под дождём». Пусть эта прогулка подарит вам заряд бодрости, вдохновение и конечно же хорошее настроение! Если боитесь промокнуть – не забудьте взять с собой зонтики.

В концерте прозвучат исключительно премьерные сочинения композитора Алины Безенсон на стихи белорусских поэтов Татьяны Мушинской, Дмитрия-Ермоловича Дащинского, Галины Шилкиной, Татьяны Шуриновой и др., вошедшие в изданные нотные сборники для детского и женского хора:

  • «Волшебное лукошко» – песни для детского голоса и детского хора младшего возраста с сопровождением фортепиано;
  • «Песни сказочного леса» – хоровые песни и хоры с сопровождением фортепиано и а’капелла для детей младшего и среднего возраста;
  • «Гадзіннік» – хоровые песни и хоры с сопровождением фортепиано для детей младшего и среднего возраста;
  • «Фарбы бясконцага руху» – произведения для женского хора а капелла;
  • «Землю берегите», «Песни о музыке» – хоровые песни и хоры с сопровождением фортепиано для детей старшего возраста на русском языке;
  • «Мы заўсёды з табой, Беларусь» – хоровые песни и хоры с сопровождением фортепиано для детей старшего возраста на белорусском языке (прилагаются партии избранных произведений для смешанного хора);
  • «Пока звонят колокола», «Вифлеемская звезда» – духовные сочинения для детского и женского хора с сопровождением фортепиано и а капелла на русском языке (прилагаются партии избранных произведений для смешанного хора);
  • «Шлях да храма», «Хрыстос жыве на Беларусі» – духовные сочинения для детского и женского хора с сопровождением фортепиано и др. муз. инструментов на белорусском языке (прилагаются партии избранных произведений для смешанного хора).

Ко всем сборникам прилагаются партии хора, вокала и дополнительных музыкальных инструментов (скрипки, флейты, цимбал, колоколов и др.).

Также в концерте, в качестве интермедий между хоровыми и вокальными номерами, прозвучат известные пьесы Алины Безенсон из сюиты «Палитра осени» для фортепиано: Разноцветный ковёр, Багряные поляны, Прощальный клёкот журавля; «Токката дождя» для фортепиано в исполнении учеников ДШИ №1 г. Минска и ДШИ г. Дзержинска. Впервые исполнится сюита для скрипки и фортепиано «Круговорот воды» в исполнении преподавателей ДШИ №1 г. Минска.

В заключении концерта прозвучит песня «Лістапад развітальны» на слова Татьяны Мушинской, “На пороге” на слова Елизаветы Полеес, Молитва на слова Дмитрия-Ермоловича Дащинского в исполнении лауреата международных и республиканских конкурсов, солистки Гродненской областной филармонии Алины Чижик.

Ведущая – заслуженная артистка Республики Беларусь Ирина Нарбекова.

В зале им. Ширмы перед концертом и после концерта можно будет приобрести перечисленные нотные сборники (стоимостью от 10 до 15 рублей) и компакт-диски (стоимостью 5 рублей) у представителей издательства «Ковчег».

Хоровая музыка занимает центральное место в творчестве композитора Алины Ивановны Безенсон, и представлена весьма обширным списком сочинений разнообразных жанров для различных составов. Все хоровые опусы композитора можно классифицировать на несколько групп по жанровому признаку: сочинения кантатно-ораториального жанра (оратории, кантаты, поэмы, мессы, музыкальные сцены); хоровые миниатюры и хоровые циклы; духовные гимны и песнопения; обработки григорианских песнопений и песнопений христианской экуменической общины г. Тэзе (Франция); обработки белорусских народных песен для женского и для смешанного хора; песни и хоры для детей.

Круг образов, к которым обращается композитор, весьма разнообразен. Следует отметить, что все её произведения в большей или меньшей степени отражают основную концепцию творчества – религиозно-философскую. А. И. Безенсон нередко создает хоровые опусы в двух редакциях (для однородного и для смешанного хора) – автор объясняет это потребностью коллективов, с которыми она сотрудничает. Интерес к сочинениям композитора в современной практике хорового исполнительства достаточно велик благодаря ярким мелодико-ритмическим характеристикам тем, интересным тонально-гармоническим особенностям. Динамика драматургического развития подчинена общему замыслу, в котором на первом плане находится художественная идея или образ. В творчестве А. И. Безенсон переплетаются традиции русской и западноевропейской музыки. Большое место в сочинениях занимают современные техники (минимализм, сонорные эффекты и т. д). Среди приёмов хорового письма в практике композитора наиболее распространены приёмы полифонии – имитации, каноны, фугато. Развитие музыкального материала происходит в рамках хроматической системы, часто встречаются кварто-квинтовые созвучия и аккорды с побочными тонами, переклички хоровых групп как средство тембрового варьирования, поочередное включение хоровых партий как приём накопления звучности в предкульминационные моменты; фактурные сопоставления (solo и tutti, смешанный и однородный хор).

Большое значение в хоровых произведениях А. И. Безенсон имеет жанровость во всех ее проявлениях – декламационность, распевность, инструментальная сигнальность, моторность, звукоизобразительность. В стремлении к меткому и точному воплощению образа композитор часто вводит в партитуру большое количество изобразительных элементов. В партитурах слышится и колокольный перезвон, и завывание ветра, и раскаты грома, и траурная поступь, и бой часов, и шум волн, и многое другое. В отношении распевного жанрового начала следует отметить, что музыке А. И. Безенсон присуще ценнейшее и достаточно редкое в условиях последних тенденций современной музыки свойство – необычайно проникновенный, лирический мелодизм. Поэтому любое из сочинений А. И. Безенсон может достойно занять свое место в репертуаре любого коллектива и найдет свой отклик как у исполнителя, так и у слушателя.

Татьяна Игоревна Брытко, Руководитель образцового детского хора “Вишенька” Государственного учреждения образования “Средняя школа №115 г. Минска” (по материалам дипломной работы в Российской академии музыки им. Гнесиных.)

Leave a Reply

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha
Password generation