23 сентября 2018 года в 19:00 в Большом зале Белорусской государственной филармонии (пр. Независимости, 50) состоится исполнение цикла “Membra Jesu Nostri” (“Части тела Иисусова”), BuxWV 75.

Исполнители:

  • Камерный хор “SALUTARIS”. Художественный руководитель – Ольга Янум
  • Ансамбль “Камерные солисты Минска”. Художественный руководитель – Дмитрий Зубов

Солисты:

  • Диана Трифонова, сопрано
  • Мехтхильд Бах, сопрано (Германия)
  • Наталья Акинина,  меццо-сопрано
  • Юрий Городецкий, тенор
  • Виталий Амбражевич, бас
  • Елена Мальцева, скрипка
  • Татьяна Федякова, скрипка и виола да гамба (Москва)
  • Владимир Гаврюшов, виола да гамба (Санкт-Петербург)
  • Руст Позюмский, виола да гамба (Санкт-Петербург)
  • Виктор Соболенко, виола да гамба (Санкт-Петербург)
  • Владимир Волков, виола да гамба (Санкт-Петербург)
  • Юрий Габрусь, орган

Дирижёр – Дмитрий Зубов

 

«Несравненный  музыкант и композитор» – эти  слова Й. К. Ульрих поместил на титульном листе своей траурной оды на смерть Дитриха Букстехуде, величайшего протестантского композитора в период между поколениями  Генриха Шютца  и Иоганна  Себастьяна  Баха. Родившийся предположительно в 1637 г. в  Хельсинборге ( Дания ),  Букстехуде  занимал с 1668 г. до самой своей смерти в 1707 г. должность органиста церкви Марии в Любеке. Тесные дружеские и творческие отношения связывали его со стокгольмским придворным капельмейстером Густафом  Дюбеном.  Этому своему “amico plurimum honorandum” ( «другу многожды достопочтенному» ) и посвятил  любекский мастер цикл из семи кантат “Membra Jesu nostri” (1680).

Перед нами – в 7 частях –  музыка Страстной недели, внимая  которой слушатель  (по крайней мере в Любеке конца XVII века) благоговейно сопереживал Страсти Христовы, творя внутри себя образ Распятого. Стопы, Колени, Руки, Ребра, Грудь, Сердце, Лик были объектом и поводом для медитации.

Текст, лежащий в основе  семи кантат, восходит в основном к “Rhythmica oratio”  Бернарда Клервосского ( 1090 – 1153 ), хотя некоторые части текста являются более поздними и принадлежат перу Арнульфа из Лувена ( 1200 – 1250 ). Его строфа  “Salve caput cruentatum” стала у Пауля Герхардта текстом  хорала « О глава, покрытая кровью и ранами» (хорала, играющего столь важную роль в  баховских «Страстях»!).

Каждой кантате Букстехуде предпослал строфу из Ветхого Завета, исполняемую хором. Далее он использует для каждой из 7 кантат по три полустрофы из 7 гимнов Бернарда Клервосского . Соответственно стилю своего времени он кладет их на музыку в форме арии из 3-х строф на остинатный  бас. Обрамлением этих строфических арий становится повторение  начальной ветхозаветной сентенции ( лишь в последней  кантате на месте повтора строфы из Писания звучит заключительное «Аминь» ). Каждая кантата открывается инструментальной сонатой.

Цикл кантат Дитриха Букстехуде свидетельствует глубокое  личное благочестие и в своей  несравненной выразительности  доносит до нас дух этой простодушной истовости, так сильно отличающийся от духа века реформации.

Дорис Хагель (перевод Дмитрия Зубова)

Концерт проводится при поддержке Посольства Федеративной Республики Германия 
в Республике Беларусь в рамках “Немецких недель 2018”

Leave a Reply

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha
Password generation