В Московском международном доме музыки открылся третий Рождественский фестиваль духовной музыки – уникальная культурная акция, приуроченная к празднованию Рождества Христова. Художественными руководителями этого грандиозного форума стали президент ММДМ, член Патриаршего совета по культуре Владимир Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Фестиваль проводится с высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По традиции участниками фестиваля станут ведущие хоровые коллективы России и других стран мира.
12 января состоится выступление Смешанного хора при Патриаршем кафедральном ставропигиальном храме-памятнике «Св. Александр Невский» из Болгарии, который исполнит духовные произведения болгарских и русских композиторов. За свою 85-летнюю историю хор является основным участником всех праздничных богослужений и торжеств, проходящих в храме, имеет множество записей, осуществил несколько концертных турне по странам Европы. Руководителями коллектива в разное время выступали известные болгарские дирижеры и композиторы, в числе которых основатель хора Апостол Николаев-Струмски, Ангел Попконстантинов и профессор Добри Христов – ученик А. Дворжака, один из основоположников болгарской национальной композиторской школы. Последние 34 года регентом хора является доцент Димитр Димитров, основатель камерного ансамбля «Иоанн Кукузель – Ангелогласный».
15 января фестиваль подарит встречу с двумя легендарными хорами – Хором Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Праздничным Патриаршим мужским хором Московского Свято-Данилова монастыря. Праздничный Патриарший мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря фактически является лицом русского исполнительского искусства в сфере церковной музыки и имеет статус хора Синодальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Коллектив существует с 1983 года. Он продолжает традиции русского знаменного, демественного и строчного пения, зародившиеся несколько столетий назад. В его репертуаре – более 800 сочинений: богослужебная музыка, народные песни, отечественная и зарубежная классика. Визитная карточка коллектива – сложнейшая, наследующая византийским традициям, манера исполнения древних духовных песнопений
17 января выступит Хор мальчиков Escolania de Montserrat из Испании. Хоровая школа монастыря Монтсеррат (Escolania de Montserrat) – одна из старейших музыкальных школ в Европе. Именно здесь, в самом сердце Каталонии, находится бенедиктинское аббатство Монтсеррат, в котором уже 800 лет сохраняется традиция воспитания хора мальчиков. Своим пением, достигающим небывалых высот, хор давно завоевал мировую славу, а график его выступлений расписан на месяцы вперед. Как отмечает художественный руководитель и дирижер хора Бернат Виванкос, в прошлом также воспитанник Эсколании.
19 января эстафета перейдет к Хору Московского Сретенского монастыря. Хор при Московском Сретенском монастыре появился с самого основания обители (1397) и существует уже больше 600 лет. В 2005 году его возглавил нынешний регент – Никон Жила, выпускник РАМ имени Гнесиных. Благодаря незаурядным вокальным данным монастырский хор не имеет аналогов в мире. Помимо регулярных служб в Сретенской обители хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в миссионерских поездках, международных конкурсах, а также записывает студийные альбомы и концертирует.
По традиции, фестиваль завершится выступлением Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. 24 января в Московском международном доме музыки будут сполнены шедевры отечественных авторов. Таков, в частности, Реквием Алемдара Караманова – крупнейшего симфониста нашего времени, автора множества сочинений духовной тематики, которого Альфред Шнитке называл истинным гением среди талантов. В концерте также принимает участие хор «Мастера хорового пения». Во втором отделении под управлением Владимира Спивакова коллектив исполнит избранные хоры из лучших циклов Чайковского и Танеева, по праву вошедшие в золотой фонд отечественной хоровой литературы.
Оригинал материала можно найти здесь