23 апреля 72-го года в столичном Доме ученых состоялся первый концерт Московского камерного хора под управлением Владимира Минина. С тех пор коллектив, в котором сменилось несколько составов, стал обладателем и хранителем уникального репертуара, в основе которого – духовная музыка. Прозвучит она и 26 апреля – на юбилейном концерте в Большом зале консерватории.
Черно-белая и цветная – история хора Владимира Минина. Первый состав – преподаватели и студенты Гнесинки, в стенах которой родился новый коллектив. На компакт-дисках, аудиопленке, виниловых пластинках – голоса всех поколений солистов. Записи бережно хранятся в домашнем архиве маэстро. Владимир Минин признается – слушает их не часто. Включает и часто бывает недоволен. Хотя отчетливо понимает – в 70-х и 80-х выступления хора были сродни гражданскому подвигу: шутка ли в Советском Союзе исполнять духовную музыку.
Почти тем же маршрутом ровно сорок лет назад Владимир Минин ехал на первый концерт своего хора. Не на машине, на метро. В программу тогда включил не модные зарубежные произведения, которые предпочитали камерные хоры, а старинные русские народные песни.
«Что важно в концерте? В концерте важно взять душу человека в свои руки, и потом ее уже вести туда, куда ты считаешь нужным», – говорит Владимир Минин.
Каждый концерт для московского хора был шахматной партией с неизвестным соперником: какая публика окажется в зале, насколько она готова воспринять сложный материал? Но последний ход – неизменно оставался за солистами и их дирижером.
«Это было что-то неповторимое – как нас принимали во всех соборах за границей, как любили русские песни, мы даже этого не ожидали», – вспоминает солистка первого состава Московского Государственного академического камерного хора Валентина Нестерова.
«Мы прожили один из самых блистательных периодов жизни коллектива, когда для хора создавали произведения Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, и мы к этому были причастны», – рассказывает солистка первого состава Московского Государственного академического камерного хора Людмила Жованник. Вот и свое произведение «Семь зарниц Апокалипсиса» Владимир Дашкевич в свое время тоже посвятил хору Минина. «Везде, где звучит музыка, она должна исполняться вот такими горящими единомышленниками, с душами, которые открыты нараспашку», – считает композитор.
Хористов Владимира Минина не случайно называют артистами. Они участвуют в постановках опер, мюзиклов, съемках фильмов. Хор поет сразу в двух картинах Вадима Абдрашитова – «Слуга» и «Плюмбум». «Один из лучших, мне кажется, музыкальных эпизодов картины, мощный, аккордно мощный, мажорный, поразительно, конечно, – говорит Вадим Абдрашитов. – Я повторяю, это все было написано, придумано композитором, сыграно, буквально сыграно хором Владимира Николаевича еще до того, как что-то было снято в картине». О будущих проектах хора Владимир Минин предпочитает не говорить. Но удовольствия от грядущего приятного события не скрывает. «Точно совершенно, я представляю себе, что точно, это неуклонно – процесс идет к тому, что мы переедем, наконец, в наше здание», – говорит Владимир Минин.
«Нашим» дирижер и его хористы называют бывший особняк актрисы Веры Холодной на Новой Басманной улице. Точная дата переезда еще не известна, но музыкальный коллектив морально уже готов покинуть тесные репетиционные залы своего временного пристанища, чтобы зазвучать с новой силой. 26 апреля в Большом зале консерватории состоится юбилейный концерт Московского камерного хора.