Кан Э. Элементы дирижирования : Пер. с англ. Д. Далгата / Э. Кан. — Л.: Музыка, 1980. — 216 с.
Книга Эмиля Кана отличается от других изданий по проблемам дирижирования своей направленностью на раскрытие актуальных проблем дирижирования, с которыми приходится сталкиваться всем дирижерам в своей практической деятельности. Автор освещает вопросы техники дирижирования (в том числе способы дирижирования полиритмических , политемповых структур, расстановка естественных ударений, показ фермат, люфт-пауз), самостоятельной работы дирижера (тренировка слуха, развитие умения слышать партитуру внутренним слухом, развитие навыка чтения партитур), инструментоведения, интерпретации (фразировка, орнаментика, стиль) и практические аспекты деятельности дирижера и оркестра (способы экономии времени на репетициях, дирижирование наизусть).
Работа известного дирижера является “путеводителем” в вопросах дирижерской профессии, и будет полезна студентам и практикующим дирижерам.
[spoiler show=”Содержание”]
СОДЕРЖАНИЕ
Д. Далгат. Вместо предисловия ….. 3
Введение ….. 5
Как пользоваться этой книгой ….. 6
Часть I. ДИРИЖЕРСКИЙ УДАР
1. Тактирование в различных метрах ….. 7
Размер 2/4 (7). — Характер удара (9).—Другие размеры (10). — Тактирование «на раз» (одиночный, или «вальсовый», удар) (12). — Дробление удара (13).
2. Варианты начала ….. 15
Начало на удар: Подготовительный замах (ауфтакт).— Начало на первую долю такта (удар вниз). — Начало на последнюю долю такта (с затакта). — Начало со второго удара перед тактовой чертой. — Начало с третьего удара перед тактовой чертой. — Начало со второго или третьего ударов в шестидольном метре. — Начало с пауз (15—30.). — Внеударное начало: Одна внеударная нота в затакте. — Внеударная нота перед другими долями такта. — Две внеударные ноты в затакте. — Три и более внеударных нот в затакте (32—30).
3. Остановка звучания (Окончание. Фермата. Пауза) ….. 38
Заключительный удар: Затихание звучности (diminuendo).—Усиление — затихание (crescendo — diminuendo).—Окончание в виде ряда коротких нот. — Резкое снятие выдержанной заключительной ноты (38—40). — Фермата (43). — Генеральная пауза (G.P.) (47). — Цезура (Люфт-пауза). Показ цезуры (49).
4. Смены темпа и метра ….. 51
Внезапная смена темпа: Смена темпа после ферматы или паузы. — Смена темпа без перерыва звучания (51—52). — Смена метра (57). — Постепенное изменение темпа: Accelerando.—Ritardando.— Возвращение в темп (59—62).
5. Акцент. Синкопа. Полиритмия ….. 63
Акцент (63). — Синкопа: Внеударный акцент. — Двухдольный ритмический рисунок в размере 3/4 . — Латиноамериканские ритмы (66—70). — Полиритмические сочетания (71). — Одновременное сочетание разных темпов (74).
6. Левая рука ….. 74
Динамика (74). — Выдержанные ноты (76). — Синкопы (77).
7. Показ вступлений …..78
8. Смешанные и переменные размеры ….. 80
Пятидольный метр (80). — Переменные метры (82). —Расстановка естественных ударений (84).
Часть II. СЛУХ И ЗРЕНИЕ
9. Тренировка слуха ….. 85
Диктант (86). — Обнаружение неверных нот, играемых намеренно (88). — Распознавание различных инструментов (88). — Развитие умения слышать партитуру внутренним слухом (89).
10. Чтение партитур ….. 90
Транспонирующие инструменты (91).—Сжатая запись партитур (94).— Чтение партитур за фортепиано (96).
Часть III. ИНСТРУМЕНТЫ
11. Струнные ….. 97
Ведение смычка: Legato.— Portato.—Non legato (detach?).— «Смычок-вниз» и «смычок-вверх» — Штрихи в музыке барокко. — Staccato.— Другие штрихи. — Повторение звука (репетиция) (98—106). — Пальцевая техника и смежные вопросы: Проблемы.— Pizzicato.— Сурдины.—Особые эффекты (107—109).
12. Деревянные духовые ….. 111
Дыхание (112). — Артикуляция (113). — Строй (114). — Инструменты (116).
13. Медные духовые ….. 118
Валторны, трубы, тромбоны (119). — Другие медные инструменты (121).
14. Ударные. Арфа и клавишные инструменты ….. 122
Литавры (123). — Малый барабан (124). — Тарелки (124). — Фортепиано (125).— Арфа (125). —Орган (126)
15. Баланс звучания ….. 127
16. Замена инструментов ….. 131
Саксофон (131). — Кларнет (132). — Аккордеон (132). — Гитара (133). — Продольная флейта (133).
Часть IV. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
17. Основа: верность тексту партитуры ….. 135
Длительность нот (136). — Внеударные ноты (138).
18. Темп ….. 141
Темповые обозначения (141). —Темп и темперамент (143) — Воодушевленность исполнения (144). — Рубато (145). — Окончания (146). — Метроном (148).
19. Динамика ….. 148
Crescendo, diminuendo (149).— Динамика в музыке барокко (149).— Динамика у Гайдна и Моцарта (150). — Динамика у Бетховена (150). — Динамика в XIX веке (151). — Ученические оркестры и динамика (152).
20. Фразировка ….. 153
Фразировка у духовых (154). — Фразировка и смычок (157). — Передача продолжения фразы другим инструментам (158). — Перебивка одних фраз другими (158). — Длинные фразы (159). — Фразировка и архитектоника (162).
21. Орнаментика ….. 162
Длинный (не перечеркнутый) форшлаг (163). — Короткий форшлаг (163). — Трель. Мордент (164). — Группетто (166).
22. Стиль ….. 167
Стили различных эпох (167). — Национальные стили (168). — Индивидуальные стили (169).— Стилистические разветвления в творчестве одного композитора (171).
Часть V. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
23. Посадка ….. 173
Акустика (173). — Струнные (174). — Деревянные духовые и медь (175). — Специальные проблемы (175). — Хоровые произведения (176). — Возможность видеть дирижера (177). — Аккомпанемент солисту (178). — Освещение (178).
24. Репетиции ….. 178
Дисциплина (178). — Настройка (179). — Начало репетиции (181). — Качество (181). — Способы экономии времени: Проблемы. — Репетиционные ориентиры.— Остановки. — Внесение пометок. — Групповые репетиции (182—185).
25. Дирижирование наизусть ….. 186
Процесс запоминания (187).
Часть VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ ДИРИЖЕРА
26. Дирижирование хором ….. 188
Расстановка хора (189). — Хор и оркестр: Барокко. — Произведения более позднего времени. — Произведения для хора с духовыми инструментами (190—192).
27. Дирижирование духовым оркестром ….. 193
Партитуры для духового оркестра (195). — Посадка (195). — Музыка для духового оркестра (196).
28. Аккомпанемент солисту ….. 197
Солист (198). — Каденции (200).
29. Дирижирование оперой и опереттой ….. 201
Постановка оперы (202). — Недоразумения (204). — Вспомогательные технические средства (206). — Оркестр (207).
П р и л о ж е н и е . Примерный обзор музыкальной литературы, рекомендуемой для ученических и самодеятельных оркестров ….. 208
Музыка эпохи барокко (208). — Гайдн (208). — Моцарт (209). —Бетховен (209).— Шуберт (210). — Шуман (210). — Мендельсон (210). — Концерт (211). — Поздние романтики (212). — Славянская музыка (212). — Отрывки из сценических произведений (213). — Двадцатый век (213). — Музыка шоу (214).
[/spoiler]