Twitter-лента

ВТОРОЙ КУРС

Содержание обучения на втором курсе направлено на развитие исполнительских навыков учащегося, его эмоциональной отзывчивости, осмысление им закономерностей интонационного процесса музыкального произведения.

Освоение основных принципов дирижерской техники:

— пластичности дирижерского аппарата (раскрепощение мышц корпуса, плеч, движений рук);

— развитие точности, целенаправленности, ритмичности, ясности дирижерских сеток, изучение внутридолевых структур;

— расширение возможностей амплитуды дирижерского жеста;

— дальнейшее разграничение функций правой и левой рук (самостоятельная роль руки в показе выдержанных звуков, вступлений партий, контрастной динамики, в распределении тематического материала; умение показать движение и развитие ведущего голоса).

Изучаются и отрабатываются приемы показа:

— вступлений и снятий с любой доли такта (в том числе к неполной доле — дробленый, неполный ауфтакт);

— осваивается техника показа штрихов различного характера звуковедения (marcato, staccato, sf, акцентов);

— ферматы разных видов (снимаемая фермата в начале, середине, конце произведения; фермата на паузе; неснимаемая фермата на затактовой доле).

— навыки показа динамики: crescendo, diminuendo, subito f, subito p, pp, ff.

Дирижирование произведений в размерах 4/4, 3/4, 2/4 в умеренном и скором темпе; в размерах 6/8, 6/4 по шестидольной и двухдольной схемам, 9/8 по трехдольной схеме в относительно несложных по хоровой фактуре и художественным задачам произведениях.

Метод изучения хорового произведения на втором курсе

1. Работа над трех — четырехстрочными хоровыми партитурами a cappella и с инструментальным сопровождением.

2. Закрепление навыков игры на фортепиано с учетом особенностей хормейстерских задач.

3. Вокальное изучение партитур, использование различных приемов для освоения каждой партии (сольфеджирование, вокализация, пение с текстом, пение с закрытым ртом, в разной динамике).

4. Пение аккордов по вертикали с переходом одного голоса к другому.

5. Пение любого голоса дирижируемых произведений с одновременной игрой всей партитуры.

6. Анализ технических трудностей дирижируемых произведений (интонационных, ритмических, динамических, дирижерских и т.д.).

7. Вокально-исполнительский анализ (устно).

Контрольные требования по окончании II курса

На контрольный урок или экзамен выносятся два произведения (с сопровождением и a cappella) в различных дирижерских схемах и контрастных по характеру. Учащийся должен продемонстрировать следующие навыки:

1. Продирижировать двумя произведениями, дав предварительно тон.

2. Исполнить на фортепиано произведения a cappella наизусть или произведение с сопровождением по нотам (по желанию членов комиссии).

3. Петь наизусть со словами любой голос произведения а cappella, аккорды по вертикали наизусть  (в наиболее трудных эпизодах партитуры; аккорды, с которых начинается или заканчивается фраза, период, часть и т.д.). Представить письменную аннотацию.

4. Ответить на вопросы комиссии по исполненным произведениям. (Вопросы формулируются с учётом изучаемых на втором курсе предметов — гармонии и хороведения).

5. В дирижерской технике обращается внимание на:

— контрастность дирижерского жеста, различную амплитуду движений при средних динамических нюансах и изменении темпа (медленный, быстрый);

— четкое разграничение правой и левой руки (правая рука ведет тактирование, отражая при этом внутридолевую пульсацию и характер движения, левая — организует ритмические структуры и дополняет при необходимости работу правой руки, раскрывает фактуру партитуры);

— технические приемы показа разных способов звуковедения;

— технические приемы исполнения акцентов, синкоп;

— проявление эмоционального начала.

Обязательная литература для учащихся

1. Андреева Л., Бондарев М. В классе Н.М.Данилина. Памяти Н. М. Данилина.— М., 1987, с. 136-139; 142-145.

2. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. — Л., 1976, с. 131-159.

3. Ольхов К. О дирижировании хором. — М., Музгиз, 1961,

с.71-90.

4. Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора. — М., 1983. С.23-52.

5. Дмитревская К. Анализ хоровых произведений. — М., 1965. — 172 с.

Примерный репертуар для учащихся

I. Произведения без инструментального сопровождения

1. Анерио Д. «Мотет».

2. Бах И. «Сосновая роща». (8)

3. Бетховен Л. «Один твой взгляд». (44)

4. Бетховен Л. «Прославление природы». (19)

5. Брамс Й. «Прощальная песня». (22)

6. Вебер К. Хор цыган из муз. к драме «Прециоза».

7. Векш О. «Канцонетта». (45)

8. Гастольди Д. «Приветственная песнь». (44)

9. Григ Э. «Родная песня». (9)

10. Даргомыжский А. «По волнам спокойным».

11. Даргомыжский А. «Прекрасный день, счастливый день».

12. Дарзинь Э. «Пусть бури вой». (23)

13. Канты беларускія. (28)

14. Люлли Ж. «Гавот». (44)

15. Леонтович Н. «Зашуміла лісщинонька». Обр. укр. нар. песни. (36)

16. Мусоргский М. «Ты взойди, взойди, солнце красное» Обр. рус. нар. песни. (45)

17. Неизвестный автор. «Торжественная паки» (кант 18в.)

18. Неизвестный автор. «Пастушка в вечер на лугу» (кант 18в.) (39)

19. «Нова радасць стала». Духовные песнопения. (31)

20. Палестрина Д. Канцонетта. (12)

21. Славинский Е. «Утешение». (44)

22. Соснин С. «Дайте волю нам» Обр. негрит. нар. песни. (2)

23. Соколовский Н. «Ой, ляцелі гусі» Обр. бел. нар. песни. (54)

24. Танеев С. «Волны плещут» Обр. итал. нар. песни. (44)

25. Шебалин В. «Палынок». (8)

26. Шуман Р. «Мальчик и роза». (44)

27. Шуман Р. «Доброй ночи». (44)

28. Щедрин Р. «Первый лед» из цикла «Четыре хора на стихи Вознесенского». (30)

II. Произведения в сопровождении фортепиано

1. Варламов А. «Ты не пой, соловей». (5)

2. Верстовский А. «Ах, подруженьки» Хор девушек из оперы «Аскольдова могила». (7)

3. Верстовский А. «Две песни Торопа с хором» из оперы «Аскольдова могила». (7)

4. Глинка М. «Мирный сон, успокой сердце девы», (из оперы «Руслан и Людмила») (клавир)

5. Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни». (33)

6. Глебов Е. «Марш из оратории «Свяці, зара». (54)

7. Матинский М. Свадебные хоры из оперы «Как поживешь, так и прослывешь».

8. Монтерос К. «Синяя ночь», обр. Широкова. (5)

9. Орлов В. «Вейся, вейся, капустка». Обр. рус.нар.песни. (37)

10.Пукст Р. «Там, за садамі» (из оперы «Машэка») (54)

11.Рахманинов С. «Неволя». (8)

12. Рубинштейн А. Хор служанок Поппеи из оперы «Нерон». (25)

13. Серов А. «Варяжская баллада» (из оперы «Рогнеда») (26)

14. Чайковский П. «Ай, во поле липонька» из муз. к весенней сказке Островского А. «Снегурочка». (27)

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10