Twitter-лента

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПЕРВЫЙ КУРС

На первом году обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями: о дирижерском искусстве, о роли и значении дирижирования в подготовке дирижера-хормейстера; о дирижерском аппарате (положении корпуса, плеча, предплечья, кистей рук, мимике); о назначении и функции каждой из частей дирижерского аппарата в мануальной технике дирижера.

Определяются основные приемы и методы работы над хоровой партитурой. Закладываются основы музыкального мышления. Развиваются начальные навыки мануальной техники.

Последовательность освоения приемов дирижирования на начальном этапе обучения.

1. Организация и постановка дирижерского аппарата.

— освоение упражнений, способствующих установлению исходных позиций рук, корпуса, головы;

— выработка ощущения опоры на дирижерской плоскости при полной свободе руки, правильной формы кисти;

— освоение упражнений, способствующих раскрепощению дирижерского аппарата.

2. Обучение метроритмированию (тактированию).

— осмысление понятий «метр», «размер», «дирижерская доля»;

— подготовительные упражнения к тактированию;

— освоение «точки» как момента фиксации основных долей такта;

— структура движения долей в 3-х, 4-х, 2-х дольной схемах;

— усвоение принципа чередования сильного и слабого времени, тактирование схем с насыщением различной ритмической пульсацией (восьмыми, шестнадцатыми и т.д.).

3. Изучение приемов показа вступления и снятия.

— три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;

— изучение приемов снятия при окончании фразы, предложения, периода (переход к окончанию, подготовка его и само окончание — снятие);

— понятие об ауфтакте; изучение полного ауфтакта вступления и снятия на разные доли такта.

4. Начальное разграничение функций рук — показ выдержанных долей, вступлений хоровым партиям, дирижерской линии. Понятия о дирижерской и тематической линиях.

5. Дирижирование произведений в размерах 3/4, 4/4, 2/4, переменных размерах в умеренных темпах, динамике, mf, mp, f, р, в характере звуковедения legato и non legato.

6. Фермата, показ снимаемой ферматы в конце произведения.

Метод изучения хорового произведения на первом курсе.

1. Работа над 2-3-голосной партитурой а capella и с сопровождением.

2. Игра партитуры на фортепиано с учетом элементарных хормейстерских задач.

3. Пение голосов с тактированием.

4. Разбор произведений (анализ литературного текста, музыкальных средств выразительности на уровне знаний, предполагающихся по программам музыкально-теоретических дисциплин).

Контрольные требования по окончании I курса.

На контрольный урок или экзамен выносятся 2 произведения по дирижированию (с сопровождением и а capella в различных дирижерских схемах, контрастные по характеру.

Учащийся должен продемонстрировать следующие навыки:

1. Выразительно прочитать литературный текст (наизусть).

2. Дать по камертону голосом тон.

3. Продирижировать двумя контрастными произведениями (с сопровождением и а capella).

4. Исполнить наизусть на фортепиано произведение а capella.

5. Иметь представление о «дирижерской линии» и уметь спеть ее.

6. Спеть, сыграть любой голос произведения а capella с дирижированием (наизусть).

7. Спеть произведение с сопровождением, аккомпанируя себе на рояле.

8. Ответить на вопросы комиссии, касающиеся исполняемых произведений.

В связи с изучением на первом курсе «Теории музыки» желательно увязывать вопросы по исполняемым учащимся на экзамене произведениям с вопросами по теории музыки.

В оценке знаний учащегося учитывается и уровень выполнения технических приемов:

1. Свобода дирижерского аппарата. Естественность, пластичность дирижерских движений (в плече, предплечье, кисти).

2. Организация ритмичности исполнения, передача ясного рисунка тактовых схем.

3. Ощущение дирижерской плоскости.

4. Технические приемы показа полных ауфтактов.

5. Ощущение точки в дирижерской сетке.

6. Пластичность кисти.

7. Взаимосвязь кисти со всеми частями дирижерского аппарата.

Обязательная литература для учащихся

1. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка.— М., 1967, с.105-110.

2. Когадеев А. Техника хорового дирижирования.— Мн.: Вышэйшая школа, 1968, с.3-15.

3. Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора. — М., 1983, с.3-8.

Примерный репертуар для учащихся6

I. Произведения без инструментального сопровождения

1. Бельтюков С. «Ой, палын мой, палыночак»- Обр. бел. нар. песни. (28)7

2. Брамс Й. «Розмарин». (22)

3. Галкоўскі К. «Вецер вее». Обр. бел. нар. песни. (34)

4. Глюк К. «Праздник хора». (36)

6

 Предлагаемый педагогический репертуар является Дополнением к репертуарным спискам «Программ», перечисленных в разделе «Рекомендуемая литература».

7

 Здесь и далее цифра в скобках обозначает номер в Списке «Нотные сборники».

5. Будрюнас А. «Осень». (56)

6. Гречанинов А. «А дзе сонца ўзыйдзе». Обр. бел. нар. песни. (34)

7. Гурьев Ю. «В роще летом». (14)

8. Дарзинь Э. «Песня русалок». (23)

9. Кюи Ц. «Охотник и зайка». (19)

10. Леонтович Н. «Ой у полі». Обр. укр. нар. песни. (44)

11. Касцельныя песні. (29)

12. Моцарт В. «Славим юность». (2)

13. Монюшко С. «Кум и кума». (46)

14. Неизвестный автор. «Буря море раздымает». Кант 18 в. (12)

15. Неизвестный автор. «Фиалка» (вилланелла). (12)

16. «Нова радасць стала». Духовные хоровые песнопения. (23)

17. Одоевский В. «Пой в восторге русский хор». (44)

18. Стеценко К. «Чуеш, братэ мій». Обр. укр. нар. песни. (11)

19. Чайковский П. «Колыбельная песня в бурю». (10)

20. Чюрленис М. «Ой, роща, роща». Обр. литовск. нар. песни. (8)

II. Произведения в сопровождении фортепиано

1. Бородин А. «Серенада». (10)

2. Бородин А. «Слава Кириллу и Мефодию». (13)

3. Гречанинов А. «Колыбельная». (1)

4. Ипполитов-Иванов М. «Кукушка» Обр. молд. нар. песни. (8)

5. Иорданский М. «Бородино». (1)

6. Кутузов И. «Береза». (14)

7. Оловников В. «Лясная песня». (54)

8. Орлов В. «Ой, веретены».

9. Сидорова Е. «Деревенская свадьба». Обр. нем. нар. песни. (10)

10. Танеев С. «Ночевала тучка золотая». (1)

11. Танеев С. «Горные вершины». (1)

12. Чайковский П. «Пойду ль, выйду ль я» (из оперы «Чародейка»). (27)

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10