ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС
Совершенствование навыков, приобретенных в процессе обучения.
Дирижирование произведений в сложных размерах:
– 7/4, 7/8 — по семидольной схеме;
– 12/4 и 12/8 – по двенадцатидольной и четырехдольной схеме;
– 11/4 — по пятидольной схеме;
– дирижирование «на раз» в размерах 2/4, 3/4, 3/8 в быстром темпе.
Работа над партитурами a cappella, развернутыми по фактуре и форме, хорами из опер, кантат, ораторий.
Изучение произведений с позиций стилевых и жанровых закономерностей, влияние их на дирижерскую интерпретацию.
Работа над произведениями по программе государственного экзамена.
Концентрация внимания на развитии профессиональнопсихологических качеств (воли, самообладания, эмоционального начала, артистизма и т.п.)
Подготовка дипломного реферата по исполняемому произведению на государственном экзамене.
Методы работы над хоровым произведением
1. Совершенствование метода изучения музыкального произведения по внутреннему слуху. Использование приемов, навыков, ранее усвоенных учащимися, при изучении музыкального произведения.
2. Составление репетиционного плана.
3. Освоение приемов репетиционного дирижирования. Системы репетиционных дирижерских жестов, предполагающих:
— непродолжительный отказ от дирижерских сеток при фиксации текстовых и вокально-хоровых трудностей при работе над партитурой (выстраивании аккордов; выравнивании ансамбля и т.д.);
— преувеличение амплитуды движения (для развития активизации дыхания, эмоционального начала певцов и т.п.);
— преувеличение активности жеста при работе над штрихом (legato, staccato, marcato);
— использование приемов хейрономии.
За время обучения на четвертом курсе учащийся должен пройти 4-5 произведений (кроме подготавливаемых к государственному экзамену).
Контрольные требования
1. Продирижировать два разных по характеру произведения (с сопровождением и без), одним из которых может быть
произведение из программы государственного экзамена.
2. Проявить всесторонние знания партитуры a cappella в исполнении на рояле, исполнении голосом любой партии, пении аккордов, в ответах на вопросы.
3. Уметь сыграть на фортепиано с концертмейстером, исполняющим партию оркестра или фортепиано, хоровую партитуру и партии солистов (если они есть) произведения с сопровождением.
4. Представить развернутый письменный анализ на одно из произведений.
Готовность учащегося к работе с хором проверяется на обязательном зачете по партитурам государственного экзамена.
Требования к государственному экзамену
Государственный экзамен по специальности «Дирижирование» состоит из двух частей и проводится в форме концертного выступления с хором училища.
1. Исполнение подготовленной программы с хором (может быть также рекомендовано дирижирование дипломными программами на руководимых выпускниками самодеятельных взрослых или детских хорах).
На экзамен выносятся два разнохарактерных произведения с учетом всего комплекса знаний и практических навыков, полученных учащимся в процессе обучения.
2. Работа с хором — процесс работы в течение 10-15 минут над незнакомым хору произведением a cappella.
Показ репетиции дипломником проводится только на занятиях учебного хора.
Произведения, рекомендуемые цикловой комиссией к разучиванию, распределяются по системе экзаменационных билетов между дипломниками для предварительного самостоятельного изучения и подготовки нот для хора за 3-5 дней.
В процессе работы с хором выпускник должен проявить способность всестороннего слышания хора, продемонстрировать накопленный музыкально-слуховой опыт, опыт анализа звучания хора во всех его проявлениях.
Практические формы работы с хором по заданию комиссии могут разнообразиться: (работа над «ошибками» в прозвучавших на госэкзамене партитурах с вычленением элементов, связанных с ансамблем, строем, артикуляцией, штрихом, тембром; продемонстрировать знания, умения и навыки в вокально-хоровом дирижировании и т.п.).
Примерный репертуар для учащихся
I. Произведения без инструментального сопровождения
1. Балакирев М. «Свыше пророцы» (38).
2. Банкиери А. «Мадригал» (30).
3. Бортнянский Д. «Достойно есть» (38).
4. Бойко Р. «Спит ковыль» (21).
5. Бойко Р. «Вологодские кружева» (21).
6. Брамс Й. «Прошли вы, счастье и покой» (47).
7. Глинка М. «Да исправится молитва моя» (38).
8. Гречанинов А. «Ныне отпущаеши» (38).
9. Гутьеррес Р. «Песня погонщика» (47).
10. Ельчева И. №№ 15, 16 из сочинения «Деревенские сценки» (20).
11. Кацман М. «Кто, волны, вас остановил» (10).
12. Климов М. «Про комара», обр. рус. нар. песни.
13. Кодаи 3. «Козлик». (49)
14. Кюи Ц. «Вечерняя песня» (36).
15. Кюи Ц. «Тишь» (46).
16. Кюи Ц. «Зой» (49).
17. Лятошинский Б. «Весна» (45).
18. Палестрина Д. «Мотет» (30).
19. Парихаладзе М. «Февраль или май».
20. Перголези Д. «Отчего я не опушка» (44).
21. Свешников А. «Проведемте, друзья, эту ночь веселей», обр. студенческой песни (30).
22. Слонимский С. «В небе тают облака» (30).
23. Слонимский С. «Сияет солнце, воды блещут» (30).
24. Струве Г. «Нивы сжаты» (14).
25. Тырманд Э. «Падаюць сняжынкі» (54).
26. Чайковский 77. «Ангел вопияше» (38).
II. Произведения в сопровождении фортепиано
1. Асторг Э. «Вирджио Вирджиум» (2).
2. Бах И. С. «Et incarnatus est» из мессы си минор (клавир).
3. Брамс Й. «Хуго Конрата» (22).
4. Брамс Й. «Гэй, цыган» (22).
5. Брамс Й. «В тучах чуть блещет луна» (22).
6. Верди Дж. «Слава Египту» из оперы «Аида» (клавир).
7. Бриттен Б. Хор рыбаков из оперы «Питер Граймс» (17).
8. Гендель Ф. №№ 39,19,21 из оратории «Иуда Маккавей» (клавир).
9. Гендель Ф. №№ 4, 15, 19 из оратории «Валтасар» (клавир).
10. Глинка М. Хор головы из оперы «Руслан и Людмила» (клавир).
11. Керубини Л. «Sanctus» (39).
12. Коваль М. «Ночь степная на Узени» из оперы «Емельян Пугачев» (17).
13. Масканьи П. Хор из оперы «Сельская честь» (18).
14. Макаров. «Как у Волги у реки» из сюиты «Река-богатырь» (24).
15. Оловников В. «Песня о Брестской крепости» (54).
16. Николаи О. Хор эльфов из оперы «Виндзорские кумушки» (15).
17. Свиридов Г. «Молотьба», «Ночь на Ивана Купала» из поэмы «Памяти С.Есенина» (клавир).
18. Чайковский П. «Вот тебе лютики», сцена и хор из оперы «Иоланта» (27).
19. Шапорин Ю. Фрагмент сцены на Сенатской площади из оперы «Декабристы» (клавир).
20. Шебалин В. «Битва» из кантаты «Москва».