ТРЕТИЙ КУРС
Дальнейшее освоение и закрепление знаний и навыков, приобретенных на уроках дирижирования на первом и втором курсах. Совершенствование навыков работы над музыкальными произведениями. В технике дирижирования — развитие выразительной стороны жеста. Включать в программу произведения более сложные по содержанию, форме, фактуре (с элементами полифонии, небольшие оперные сцены, части из кантат и ораторий). Развитие осознанного отношения к оркестровой партии. Приближать все формы классной работы с учащимися к практической работе с хором.
Дирижирование произведениями со сложными размерами:
1. Дирижирование в размере 5/4 по пятидольной схеме (3 + 2 и 2 + 3).
2. Дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 в быстром движении по двухдольной схеме.
3. Дирижирование в размерах 3/2 и 3/8 по трехдольной схеме в различных динамических и темповых показателях.
4. Дробление основной метрической единицы в размерах 3/4, 4/4, 2/4 (в медленном движении).
5. Дирижирование в размере 4/4 alla breve.
6. Дирижирование в размерах 9/8 и 9/4 по девятидольной и трехдольной схемам.
7. Развитие приемов выразительной техники дирижирования. Совершенствование тактирования правой рукой при различном внутридолевом наполнении (восьмыми, шестнадцатыми, триолями, секстолями и т.д.). Оттачивание и расширение приемов показа штрихов, наполнение их многообразием выразительных возможностей в зависимости от стиля и характера музыкального произведения.
8. Обогащение функций левой руки при:
— распределении певческого дыхания;
— фразировке;
— организации интонационного процесса музыкального произведения;
— управлении вокальной стороной исполнения;
— показе динамических контрастов;
— длительном crescendo и diminuendo;
— агогических изменениях;
— управлении интенсивностью, экспрессивностью звука и т.д.
9. Расширение понятия «ауфтакт» и работа над освоением навыков владения ауфтактами:
— техническими (начальный, полный, неполный, дробленый);
— ауфтактами, несущими выразительные функции (междольные ауфтакты), подготавливающие вершины фраз, смену динамики, штриха, темпа, ритма, кульминации и т.п.;
— ауфтактами, организующими хоровое звучание и несущими функции хороуправления.
Метод работы над хоровым произведением на третьем курсе
Изучение хоров a cappella по внутреннему слуху («дорояльный период», «застольный период» работы — по методу Ольхова)8 :
— сольфеджирование и пение с текстом каждой хоровой партии;
— пение аккордов по вертикали;
— сольфеджирование и выразительное пение с текстом любой хоровой партии с одновременной игрой одной рукой на инструменте и тактированием другой;
— составление плана изучения произведения для детского хора с учетом всех этапов работы над ним в репетиционном процессе.
В семестре изучаются шесть произведений.
Требования к контрольному уроку
1. Дирижирование двумя контрастными произведениями.
2. Исполнение на фортепиано наизусть произведения а cappella с учетом всех требований, входящих в понятие «игры по-хоровому».
3. Петь выразительно хоровые голоса, одновременно моделируя показ голосом хору.
8
К.Ольхов. О дирижировании хором. — М.: Музгиз, 1961, с.77. К данному методу желательно обращаться, начиная с первого курса обу- чения учащихся.
4. Умение дать тон с любого аккорда хоровой партитуры.
5. Ответить на вопросы комиссии, касающиеся исполняемых произведений; методической литературы по изученным учащимися на третьем курсе хоровым дисциплинам, а также на вопросы общей музыкальной культуры и общеэстетического характера.
6. Представить программу произведений, изученных за год.
7. Представить развернутый письменный анализ по одному из изученных произведений в течение года.
Обязательная литература для учащихся
1. Мусин И. «Техника дирижирования», с.232-252.
2. Маталаев А. Основы дирижерской техники. — М., Советский композитор, 1986, с.70-74; 88-96; 121-123; 153-155.
3. Ольхов К. О дирижировании хором. — М., Музгиз, 1961, с. 34-49, 71-90.
Примерный репертуар для учащихся
I. Произведения без инструментального сопровождения
1. Архангельский А. «Достойно есть». (38)
2. Бойко Ф. «Когда во сне приходят корабли». (21)
3. Брамс Й. «Тихой ночью». (22)
4. Дарзинь Э. «Лунный свет». (23)
5. Векки О. «Когда твой взгляд встречаю». (46)
6. Заринь Н. «Танец». (35)
7. Кюи Ц. «Ризой бледно-голубою». (45)
8. Лассо О. «Et incarnatus est». (46)
9. Люлли Ж. «В танце кружитесь». (39)
10. Литвин М. «Вясна». (34)
11.Лядов А. «Ты не стой, колодец», обр. рус. нар. песни. (34)
12. Палестрина Д. «Adoramus te». (49)
13. Перселл Г. «Певчий дрозд». (46)
14. Свиридов Г. «Где наша роза». (47)
15. Симакович Л. «Го-го-го, каза», обр. бел. нар. песни. (34)
16. Шведов К. «Разбойника благоразумного». (38)
17. Шебалин В. «Тополь». (50)
18. Шуберт Ф. «Покойной ночи». (19)
19. Флярковский А. «Вечерний лес еще не спит» (45)
II. Произведения в сопровождении фортепиано
1. Алябьев А. «Адели» (12).
2. Глюк К. «Звуки манящие» (из оперы «Орфей и Эвридика») (39).
3. Гречанинов А. «Узник», (перелож. для хора Александрова А.) (б).
4. Дегтярев С. Трио и хор «Яви нам, небо, помощь» (из оратории «Минин и Пожарский») (42).
5. Орлов В. «Как за речкой». Обр. рус. нар. песни (37).
6. Курочкин В. «Науки юношей питают» (12).
7. Мусоргский М. Фрагмент ярмарочной сцены из оперы «Сорочинская ярмарка» (51).
8. Прокофьев С. Хор медиков из оперы «Любовь к трем апельсинам» (4).
9. Рахманинов С. «Огни погашены» (из оперы «Алеко») (4).
10. Россини Дж. «Песни тирольцев» из оперы «Вильгельм Телль» (3).
11. Снетков Б. «Компаньеро».
12. Тикоцкий Е. «Па гарохаўю, па ячынню», хор из оперы «Міхась Падгорны» (54).
13. Туренков А. «Янка» – обр. бел. нар. песни (4).
14. Чайковский П. Заключительный хор из оперы «Чародейка» (клавир).
15. Шуман Р. «Реквием» — отдельные части (клавир).
16. Шуман Р. «Рога запели звонко» (из музыки к сказке «Странствие Розы»).