МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для успешного осуществления поставленных задач преподаватель по дирижированию должен стать основным руководителем и воспитателем учащихся класса по специальности, избрать такую методику, которая смогла бы аккумулировать сумму знаний, получаемых учащимся на других предметах специального цикла, придав им целенаправленный практический характер. Особое значение в этой связи приобретает умение четко организовать учебный процесс.
Работу с учащимся желательно начинать с изучения его способностей. Их первоначальный уровень и затем динамика развития фиксируются в характеристике, которая составляется в конце каждого семестра индивидуального плана учащегося и является его частью.
В краткой форме отмечаются:
— индивидуальные музыкальные способности (слух, память, ритм, творческие устремления, эмоциональность);
— уровень владения исполнительскими навыками (игра, пение, мануальная техника);
— качества, необходимые для руководства коллективом (эрудиция, воля, настойчивость, трудолюбие и т.д.);
— итоги выступлений на контрольных уроках и госэкзаменах.
При составлении индивидуальных программ учитывается соотношение в них различных стилей и жанров; хоровой классики и произведений современных авторов; произведений а сарреllа и с сопровождением, обязательно наличие духовных сочинений. В репертуар индивидуальных программ учащихся необходимо включать произведения классического наследия, которые отобраны в результате многолетнего педагогического и исполнительского опыта.
В течение каждого года обучения с учащимся планируется изучить не менее 12-14 хоровых сочинений. На IV курсе — не менее 6-8.
Обязательными требованиями являются:
— постепенное усложнение технической и исполнительской стороны учебного материала при распределении его по годам обучения;
— высокая познавательная и художественная ценность произведений.
С целью расширения кругозора учащихся и осуществления взаимосвязи с другими дисциплинами необходимо планировать изучение методической литературы, музыкально-теоретического и музыкально-исторического материала1.
В ходе занятий педагог должен довести до сознания ученика свою программу формирования его личности как специалиста-профессионала и раскрыть необходимые для достижения целей средства.
Большинство задач, стоящих перед преподавателем дирижирования, решается во время урока. Урок дирижирования является комплексным, поскольку предусматривает многостороннюю подготовку, в процессе которой студент овладевает следующими навыками:
1
Обязательный минимум литературы для изучения приводится в содержании курса.
— исполнительскими (дирижирование, пение, игра на фортепиано);
— аналитическими (анализ хоровых партитур);2
— практическими (изучение приемов работы над музыкальным произведением);
— методическими (осмысление методических установок педагога, его замечаний, рекомендаций).
Классные занятия по дирижированию должны включать 4 основных компонента с постепенным усложнением творческих задач по каждому из разделов:
1. Проверка исполнения на фортепиано выученной учащимися партитуры.
2. Пение хоровых партий.
3. Устный анализ произведения (включая анализ использованной методической литературы).
4. Дирижирование.
Решающую роль в освоении учащимися знаний и навыков, полученных на занятиях, имеет его самостоятельная домашняя работа. Если в домашней работе ученик может проявить свои знания, применить собственные выводы и обобщения, то, безусловно, у него будет развиваться творческая инициатива, он сможет найти свое прочтение произведения, умело используя приобретенные ранее навыки. Домашняя работа учащегося должна направляться педагогом по -специальности. На младших курсах необходимо оказывать помощь учащемуся в составлении индивидуального плана домашних занятий, приблизительно определить время для выполнения отдельных заданий (с учетом многоплановой структуры урока по специальности), время, необходимое для изучения произведения. Педагогу следует тщательно предусматривать и формулировать задание, чтобы, уходя с занятий, учащийся хорошо представлял, над чем работать и с помощью каких приемов добиться необходимого результата. На первом году обучения учащемуся рекомендуется вести конспект и записывать необходимый комплекс требований. Далее, на старших курсах, он должен уметь формулировать творческие задачи самостоятельно. Результаты домашней работы будут значительно выше, если ученику понятна методическая на-
2
Последовательность освоения методики работы над произведением указана в содержании программы с учетом требований к каждому курсу.
правленность педагога во время работы в классе. Только в этом случае методы и приемы домашней работы будут продолжением классных занятий.
В процессе домашней подготовки практически формируется предрепетиционная техника хормейстера, которая в будущей самостоятельной деятельности станет основой непрерывного профессионального роста. Осваивается она прежде всего на изучении хоровой партитуры.3
В работе над хоровой партитурой можно выделить три основных этапа: разбор, изучение, исполнение.
Начальный этап работы над партитурой (разбор):
— ознакомление с литературным содержанием произведения, его основной идеей, особенностями поэтического языка (выразительное чтение литературного текста — необходимое условие первого этапа работы над новым сочинением);
— проигрывание партитуры на фортепиано для проверки первоначального зрительного впечатления и слухового представления о звучании.
Второй этап работы над партитурой (изучение):
— проигрывание на фортепиано по частям с целью установления ясности структуры (мотив, фраза, предложение, период);
— пение (как сольфеджио, так и с текстом) хоровых голосов в различных вариантах: от начала до конца, с переходом из одной партии в другую (по тематической линии), одного голоса с одновременным исполнением других на фортепиано;
— пение аккордов по вертикали для развития хорового слуха и создания верного представления о последовательности гармонического движения, интонационной устойчивости в партитуре;
— освоение приемов, необходимых в будущей репетиционной работе с хором, — игра одной рукой на фортепиано какого-либо одного голоса или нескольких голосов с одновременным дирижированием другой рукой.
На втором этапе изучения хорового произведения рекомендуется метод целостного анализа (от общего к частному)
3
Методика освоения партитуры указана в содержании курса.
как наиболее рациональный в классной и самостоятельной работе над партитурой.
Типы анализа, практикуемые на дирижерско-хоровых отделениях музыкального училища:
— краткие аннотации на младших курсах;
— развернутая письменная работа по мере накопления теоретических знаний и практических навыков — на старших.4
Заключительный этап работы над партитурой – дирижерское воплощение музыкального произведения:
— в дирижировании необходимо добиваться, чтобы каждый дирижерский жест был наполнен содержанием, отражал образный строй всех элементов музыкальной речи исполняемого произведения, а также специфику хорового звучания (особенности произношения слов, формирования гласных, атаки звука и его окраски; ощущение крайних регистров и т.д.)
Успешность осуществления этой задачи будет зависеть от уровня мышления ученика, основу которого составляют музыкально-слуховые представления (способность внутренним слухом мысленно воспроизводить нотную запись), а также умение раскрыть содержание и художественную сущность музыкального произведения. Понимание этой закономерности должно находиться в центре внимания педагога.
Следует отметить, что на завершающем этапе работы учащегося над партитурой наиболее часто встречаются следующие недостатки:
— неумение мыслить музыкальными фразами, что влечет за собой нарушение логики исполнения;
— излишняя метричность, монотонность дирижирования (из-за недостаточной устремленности жеста при показе развития музыкальной фразы) и наоборот — «скольжение» жеста, не отражающего внутридолевой ритмической пульсации в такте, потеря контроля за звучанием (из-за гипертрофированного стремления вперед);
— неумение сосредоточиться, услышать (представить) качество первого звука, первого аккорда в партитуре;
4
План анализа хоровой партитуры /автор Левандо П./ дан в приложении.
— торопливость в снятии последнего аккорда, преждевременное опускание рук при завершении произведения;
— позерство, подменяющее истинное управление процессом исполнения.
Основными показателями изученности произведения являются свободное владение нотным текстом, глубокое и обоснованное раскрытие замысла композитора, степень яркости воплощения хорового произведения во всех видах исполнительских навыков учащегося (исполнение на фортепиано, голосом, дирижирование).
Предельно важна в деятельности предметно-цикловых комиссий разработка оценочных критериев работы учащихся и единство оценочного подхода (при этом ведущим должно быть мнение педагога по специальности).
По окончании каждого семестра преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основе текущего учета знаний, вне зависимости от контрольных или экзаменационных требований.
Формы промежуточного контроля на протяжении всех лет обучения могут быть разными. Они разрабатываются цикловой комиссией с учетом уровня подготовки учащихся и задач каждого учебного года. В училищах накоплен огромный опыт по проведению различных академических, технических и других видов творческих отчетов. Экзамен проводится в соответствии с указаниями учебного плана. Требования к экзаменам или контрольным урокам в соответствии с учебным планом разработаны автором программы в содержании курса.