ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный этап развития общества требует высочайшего профессионализма в любых сферах деятельности. Это в полной мере относится и к хоровому исполнительству. Если ранее направленность обучения на дирижерско-хоровых отделениях была ориентирована на работу с самодеятельными коллективами и на педагогическую деятельность, то в настоящее время масштабы использования специалиста значительно возросли.
В хоровом исполнительстве нашей республики происходит переориентация в сторону расширения хоровых жанров малых форм: создаются камерные хоры, хоровые ансамбли при различных обществах, в высших учебных заведениях, дворцах культуры; многочисленные церковные хоры разных церковных конфессий. Проявляется все больший интерес к духовному наследию старых мастеров, в том числе и мастеров белорусской музыкальной культуры. Появляются новые разработки в области истории и теории хорового исполнительства, произведения белорусских и зарубежных композиторов со сложным музыкальным языком. Задача нового поколения дирижерско-хоровой школы — не только сохранять лучшие традиции хорового исполнительства, но и развивать его во всех направлениях: исполнительском, педагогическом, научно-методическом, организационном.
Цель данной программы — дать направление для обновления методов и приемов обучения дирижеров-хормейстеров, соответствующих требованиям современности.
Учитывая многогранность профессии будущего дирижера-хормейстера, учебный предмет «Дирижирование» ставит своей целью комплексное развитие личности учащегося на протяжении всех лет обучения и реализует следующие задачи:
— воспитание у учащихся любви к хоровому наследию мировой музыкальной классики;
— освоение репертуара для различных хоровых составов;
— освоение навыков по мануальной технике;
— развитие эрудиции учащихся по вопросам методических основ работы с хором;
— развитие общей музыкальной культуры учащихся.
В соответствии с учебным планом предмет изучается в индивидуальной форме с I по IV курс в объеме часов, указанных в учебном плане.
Структура программы состоит из:
— пояснительной записки;
— тематического плана;
— кратких методических указаний;
— содержания курса (включает требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения, примерный репертуар, формы контроля);
— приложения (план анализа хоровой партитуры, нотные сборники, библиографию).