Мертвые души (иллюстрация С. Чайкуна)Родион ЩЕДРИН. «Мертвые души» — опера в 3 действиях по поэме Н. В. Гоголя (1976)

Rodion SHCHEDRIN. «Dead Souls» — opera in 3 acts by Nicolay Gogol’s poem (1976)

Либретто — Родиона Щедрина / Libretto by R. Shchedrin

Переложение для пения с фортепиано автора / Arranged for singing and piano by the composer

Москва, 1979 / Moscow, 1979
Премьера оперы состоялась в Москве, Большом театре, 7 июня 1977 г.

Вместить безгранично богатое идейно-образное содержание великого произведения Гоголя в оперу — задача исключительно сложная. Драматический театр, обращаясь к «Мертвым душам», чаще всего ограничивался инсценировкой эпизодов, связанных с аферой Чичикова, оставляя за пределами спектакля лирико-философские страницы, значение которых в структуре книги исключительно велико. Гоголь не случайно определил жанр произведения как поэму.

Идейным центром оперы Родиона Щедрина стал образ дороги, образ России. Он сообщает произведению подлинно лирический характер, контрастный всему, что связано с похождениями Чичикова. В опере, как и у Гоголя, два плана — поэтический и сатирический. Композитору в равной мере удалось передать и поэзию русской природы, и низменный, лишенный поэзии мир «мертвых душ». Р. Щедрин нашел яркие, характерные краски для воплощения образов Чичикова, Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина, чиновников. Если в классической русской опере внимание композиторов привлекали преимущественно романтические повести Гоголя, то наш современник доказал, что реалистическая проза великого писателя в такой же мере способна вдохновить музыканта. «Мертвые души» — произведение оригинальное и вместе с тем органически связанное с русской оперной традицией Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича.
А. Гозенпуд
[spoiler show=”Действующие лица”]

Действующие лица: Запев (два сольных голоса в оркестре) – меццо-сопрано, контральто (в русской народной манере пения) Чичиков Павел Иванович – виртуозный баритон Ноздрев – драматический тенор Коробочка – меццо-сопрано Собакевич – бас широкого диапазона Плюшкин – меццо-сопрано Манилов – лирический тенор Лизанька Манилова, его жена – лирико-колоратурное сопрано Селифан, кучер Чичикова – высокий тенор (в русской народной манере мужского пения) Мижуев, зять Ноздрева – низкий бас Анна Григорьевна, дама приятная во всех отношениях – колоратурное сопрано Софья Ивановна, дама просто приятная – колоратурное меццо-сопрано Губернатор – бас Губернаторша – контральто Губернаторская дочка – балерина (без слов) Прокурор – баритон (возможен высокий бас) Полицеймейстер – баритональный бас Почтмейстер – драматический тенор Председатель палаты – тенор Священник – лирический тенор Капитан-исправник – бас (возможен баритональный бас)
Сысой Пафнутьевич о «которых и не слышно было никогда» тенор (возможен баритон)
Макдональд Карлович тенор
Бородатый мужики у обочины дороги низкий бас (профундо)
Мужик с козой бас
Павлушка дворовые люди Ноздрева тенор
Порфирий бас
Петрушка, лакей Чичикова – артист миманса (без слов)
Мать Манилова семейные портреты на стенах дома Маниловых сопрано
Отец Манилова тенор
Дед Манилова бас
Бобелина портреты греческих полководцев на стенах дома Собакевича сопрано
Миаули тенор
Канари тенор
Маврокордато бас

Малый хор (Coro piccolo) в оркестре (28 человек): Soprani I pult (четыре исполнителя) II pult (четыре исполнителя) Alti I pult (четыре исполнителя) II pult (четыре исполнителя) Tenori I pult (три исполнителя) II pult (три исполнителя) Bassi I pult (три исполнителя) II pult (три исполнителя) Большой хор на сцене: помещики, чиновники, гости на балу, портреты на стенах Лакеи, слуги, ямщики (миманс).

[/spoiler]

[spoiler show=”Содержание”]
Содержание:
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1. Вступление ….. 5
2. Обед у Прокурора (децимет) ….. 10
3. Дорога (квинтет) ….. 41
4. Манилов ….. 52
5. Шибень ….. 71
6. Коробочка ….. 80
7. Песни ….. 99
8. Ноздрев ….. 105
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
9. Собакевич ….. 149
10. Кучер Селифан (квартет) ….. 173
11. Плюшкин ….. 186
12. Плач солдатки ….. 203
13. Бал у Губернатора ….. 207
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
14. Запев ….. 280
15. Чичиков ….. 283
16. Две дамы (дуэт) ….. 288
17. Толки в городе (общий ансамбль) ….. 300
18. Отпевание Прокурора ….. 364
19. Сцена и финал (квинтет) ….. 372 [/spoiler]

Другие иллюстрации к поэме Н. Гоголя “Мертвые души” Сергея Чайкуна можно найти здесь.

4 thoughts on “Щедрин – Мертвые души [1979]”
    1. Клавир оперы доступен для просмотра и печати только в on-line режиме

Leave a Reply

Authorization
*
*
Registration
*
*
*
A password has not been entered
captcha
Password generation