Холопов — Как петь новую музыку XX века [1979]

7. Додекафония

По общим установкам пение додекафонной музыки мало чем отличается от разобранной «свободной атональности». Главное различие состоит в систематической повторяемости избранного интервального комплекса — серии.

Так как с точки зрения гармонии додекафония не есть некая система (высотная система, индивидуальной структуры, есть лишь в каждом отдельном додекафонном сочинении, но не в додекафонии как таковой вообще), то нельзя предложить и системы упражнений, пригодных для освоения всякой додекафонной музыки. Необходимо, однако, заметить, что 1) сам принцип двенадцатитоновой серии почти во всех случаях дает несводимую комму (то есть при абсолютно точном интонировании интервалов неизбежна высотная вариантность ступеней) и 2) додекафонные принципы высотной структуры приводят к постоянному использованию сложных соотношений большесептимовых (полутоновых) и тритоновых: отсюда значение освоения «гемигрупп» — групп с полутоном (см. пример 14) в качестве одной из важнейших опор в процессе интонирования.

Как и в «свободной атональности», в додекафонной музыке различимы два основных типа высотных структур: 1) центричный (с единым центром на всем протяжении пьесы, части, подобным единой тонике в тональной музыке) и 2) ацентричный (с переменным центром). Мы избираем опять центричную структуру, главным образом вследствие характерной для нее необходимости сохранять в слуховой памяти центр («тонику») максимально долго, на протяжении всей пьесы (см. пример 16 — Стравинский. Canticum sacrum, II ч., ария тенора).

Пример 16 Пример 16 (продолжение)Пример 16 (продолжение)Пример 16 (продолжение)Пример 16 (продолжение)(Общее настроение и образный характер текста выражены уже в первых строках: «Поднимись, ветер с севера, и принесись с юга; повей на сад мой, и польются ароматы его».)

(Римскими и арабскими цифрами указано членение формы на крупные и мелкие разделы; с такта 74 можно усматривать репризу, и вся ария тенора оказывается традиционно трехчастной.)

Особенность серии в ее тонической (высотно-основной) позиции заключается в том, что она имеет два центральных тона — as + a, причем оба они трактованы как «двухконечное» единство (гармоническим центром является ведь вся серия целиком) на основе полного взаимопроникновения друг в друга двух хроматических тональностей (иными словами, хроматический As-dur равен хроматическому a-moll). Структура «тональности» As — а:

Пример 17

Связь между частями «тональности» As — а (контраст между ними возникает из-за сохранения диатонических полей, см. пример 17) осуществляется через общий звук-посредник с, регулирующий интонацию в «бемольной» и «бекарной» сторонах серии. Звук-посредник есть, таким образом, центр певческого строя. Отсюда предварительное упражнение для освоения именно этой «тональности» (17 Б). Необходимо, в частности, закрепление
«двухконечности» центрального элемента в виде свободного пения as — а во всех комбинациях, в том числе в виде двузвучного остинато (ср. т. 60)—пример 17 В.

С учетом слуховой освоенности индивидуально избранной для данного сочинения «тональности» (она к тому же почти не меняется на протяжении пьесы; исключение составляют «отклонения» в тактах 58—60 и 86—87) уверенное интонирование додекафонной мелодии сводится к многократному воспроизведению ее структуры, с сохранением пусть сложных, но одних и тех же тональных устоев (пример 17).

Существенное значение для пения имеют структурно опорные (исходные и целевые) точки в мелких построениях. Именно такие точки должны быть неподвижными, независимо от возможных комматических колебаний внутри построений. Роль подобных опор сравнима с функцией гестот (краевых тонов) в отношении к кинуменам (средним тонам) в древнегреческих тетрахордах. Возможно, и эти неподвижные по интонации тоны следует называть древним
именем. Схема гестот в арии «Surge, aquillo» Стравинского:

Пример 18

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8