Холопов — Как петь новую музыку XX века [1979]

5. Симметричные лады

Под этим термином подразумеваются лады, звукоряды которых производятся равнодольным делением двенадцати полутонов октавы,— лады со звукорядами (в полутонах) 222222, 21212121, 313131, 22112211, 321321, 31113111 и другие. Хотя в своем чистом виде в общей массе высотных структур XX века они занимают сравнительно скромное место, слуховое их усвоение представляется важным, потому что сам принцип равнодольного деления октавы имеет опромное значение для музыки XX века вообще, в том числе и за пределами симметричных ладов (см. пример:
Мессиан. Три маленькие литургии, III ч):

Пример 11 (продолжение)

Пример 11бПример 11б (продолжение)

11А — лад е12121212. В данном случае мелодия представляет собой фигурацию D7 аккорда A-dur и не требует дальнейших пояснений.
11 Б — лад 12121212 в разных позициях (в неполном виде):
Однако в мелодии даны фактически е12121212 (т. 1—4), субдоминанта A-dur (т. 5), а121212, DD (т. 7). Для интонирования этой мелодии достаточно опоры на А-dur (D, S, Т), с некоторым добавлением — нII в т. 8 (см. схему ключевых тонов).

11 В — лад dis 11131113. В данном примере основной опорой строя (устоем) следует представлять аккорд dis—f—а—h. Движение опорных интервалов (тритонов) представлено на схеме.

Начальные упражнения по слуховому усвоению симметричных ладов должны быть скорее всего в смешанной тонально-модальной системе, то есть со строгим соблюдением симметричной структуры звукоряда, но с ясно выраженным тональным центром. Например (разрывы скобок указывают на результативный «мертвый» интервал):

Пример 12 Поскольку в подобных элементарных упражнениях нет смены тональных функций, то эти гаммы можно петь и на фоне одного выдержанного аккорда, для более отчетливого ощущения мелодической функции каждого из тонов. Для 12 А аккорд g— с1 — е1 или g — b — с1 — е1; для 12 Б — d — f— g — h или as — h — f1;
для 12 Г — e — as — с1 и т. д. Или (с соответствующим переосмыслением мелодических функций) для 12 А — b — es1 — g1, cis — е — fis — ais, b — e1 — а1 или другие; для 12 Г — а — cis1 — f1 — gis1 и т. п. Или (с полимодальным эффектом) для 12 А — as — h — f1 для 12 Г — d — fis—b и т. п.

Хотя все симметричные лады органически связаны с неустранимым из системы энгармонизмом, при тонально-модальной трактовке его удается в значительной мере локализовать (см. скобки в примере 12).

Симметричные лады вне определенного тонального центра (в том смысле, как представлена тональность в примерах 11 и 12) трактуются приблизительно так, как в двух последующих («атональных») типах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Добавить комментарий