Холопов — Как петь новую музыку XX века [1979]

4. Хроматическая тональность с нейтральноладовым центром

Ладово-нейтральным центр (тоника) считается тогда, когда его мажорность либо минорность выявлены слабо или не выявлены совсем, либо ладовые наклонения (мажорность, минорность) даются в смешении, не позволяющем отдать предпочтение одному из них. Высотных структур подобного рода много у Хиндемита (см. отрывок из оперы «Художник Матис» — пример 7).
Пример 7Пример 7 (продолжение)Пример 7 (продолжение)

Как и в предыдущем примере, вокальная мелодия, взятая отдельно от оркестрового сопровождения, местами приобретает иной гармонический облик, хотя и согласующийся с целым, из контекста которого она нами изымается, но все же не совпадает с ним полностью (в прокофьевской мелодии см., например, т. 6: нV в целом, но нIIнV в мелодии). Мы считаем, что главная мелодия — относительно самостоятельное целое, помимо того, что
она еще и органическая, неотъемлемая часть общего звучания. Притом обнаружение в главной мелодии некоторой гармонической самостоятельности никоим образом не довод в пользу «политональности» [5].

Устой здесь — тоника Fis смешанного наклонения — то минорного, то мажорного; сам автор справедливо находит в подобных структурах лишь господство основного тона, не указывая ни мажора, ни минора. Притом в вокальной партии опорным тоном тоники является скорее квинта (cis), чем прима. Для ощущения общей тональной структуры очень важен также тон а — минорная терция тоники. В отличие от прокофьевского лада, тоническое трезвучие не пронизывает мелодию в целом, что, вероятно, связано и с отсутствием одного определенного тонического созвучия. Вот варианты тонического аккорда примера 7:

Пример 8Помимо главной тоники, в мелодии имеются и местные центры— а (moll) в тактах 11—13, es (moll) в тактах 15—18, находящиеся, очевидно, в терцовом родстве с тональным центром. Один из них — es (moil) выявлен зо всех голосах и приобретает роль отклонения (параллель к мажорному варианту тоники, для начала второго предложения).

Общая структура лада складывается, таким образом, из отделов:

  1. Экспозиция тоники Fis в т. 6—8.
  2. Субсистема а’ (moll) в т. 11 —13 (и каданс в мелодии на а).
  3. Субсистема es (moll) в т. 14 (15—18).
  4. Заключительный каданс в Fis, т. 19—23.

Задача запоминания тоники здесь вполне аналогична обычной для классико-романтической музыки: главная тоника — побочные— возвращение к главной. Усложнение лишь в 12-ступенности системы и (часто) в диссонантном соотношении с сопровождением.
Схема тональной структуры:

Пример 9а то есть (упрощенно):

Пример 9б

Комматических коррекций здесь так много, что точное их исчисление теряет смысл. Например, в одной и той же мелодии встречаются ais и ces. Основа единого строя — удержание в памяти ключевых тонов — звуков, от которых можно уйти к самым отдаленным точкам тональности и с помощью которых вернуться назад, независимо от возможных колебаний строя на мелких промежуточных участках. Такими ключевыми тонами следует считать:


Упражнения в освоении подобной системы должны заключаться в ходе мелодически фигурированных ступеней хроматической тональности (бемольной и диезной сторон) между начальной тоникой и возвращением к ней, причем все ступени (или большая их часть) должны фигурироваться смешанным и нейтральным ладовым наклонением с полиладовыми сменами инородных диатоник.

Например:

Пример 10

Примечание:

5 В данном вопросе мы можем полностью присоединиться к мнению самого Хиндемита, убедительно разъяснившего суть дела в I томе своего «Unterweisung am Tonsatz».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8