Twitter-лента

ЦИТОВИЧ Геннадий Иванович

Цитович Г. И.Творческая деятельность народного артиста Советского Союза, лауреата Государственной премии республики Геннадия Ивановича Цитовича является одной из самых ярких страниц фольклорно-музыкальной жизни Белоруссии. Его знают как основателя старейшего, самобытнейшего хора деревни Большое Подлесье, организатора и художественного руководителя Государственного академического народного хора БССР, фольклориста-исследователя, автора известных трудов по актуальным проблемам современной фольклористики, а также автора-составителя антологий и сборников собственных записей народных песен.

Геннадий Иванович Цитович — человек, влюбленный в искусство своего народа. Сама жизнь, сложная и нелегкая, как бы отлила, выковала этого неугомонного искателя, ученого, тонкого, проникновенного художника. Как же начинал он свой путь в искусстве, что сделало его таким, каким мы его знаем и любим сегодня? Когда начала определяться его любовь к музыке? Возможно, зародилась она длинными зимними вечерами, когда в семье исполняли чудесные народные песни, большим знатоком и любителем которых была его бабушка. А возможно, возникла она в годы занятий в Виленской семинарии на репетициях хора. Но скорее всего «виноват» в этом был Григорий Романович Ширма и его Виленский гимназический хор, неизменным участ-ником которого в течение нескольких лет был Геннадий Цитович. Он и раньше любил и знал множество белорусских народных песен, а после знакомства с Ширмой, его лекциями о литературе и народной музыке эта любовь стала более сильной, осознанной и целенаправленной.

Окончив Виленскую семинарию, Геннадий Цитович не стал продолжать занятия в духовной академии (перспектива стать священником не привлекала его), а, несмотря на многочисленные преграды и трудности, поступает на природоведческо-математический факультет Виленского университета. Однако интерес к музыке не угасал. Он участвует в выступлениях организованного им вокального квартета, создает для него обработки народных песен. А еще через некоторое время Геннадий Цитович становится руководителем университетского хора. Коллектив принимал активное участие в концертах студенческого клуба, и именно здесь молодой хормейстер познакомился с профессором консерватории Тадеушем Шелиговским. Влюбленный в свое дело, способный быстро разобраться в людях, он сразу же увидел в Геннадии Цитовиче будущего музыканта и настойчиво посоветовал ему поступать в консерваторию. Так студент-биолог, не оставляя занятий в университете, становится одновременно и студентом консерватории. Записями белорусских народных песен юноша увлекался давно. С этой целью он совершил ряд увлекательных фольклорных экспедиций по окрестным селам и деревням, а когда репертуар родных мест был исчерпан, он предпринимает фольклорные путешествия на Витебщину по реке Десне. Таким образом, до своего поступления в консерваторию Геннадий имел уже значительное количество собранного материала, основу которого составляли белорусские народные песни. Но он не только собирает, коллекционирует их, а и глубоко изучает. Его интересуют принципы построения той или иной песни, интонационный и ритмический склад, характерные особенности календарно-обрядовых, любовных, балладных, бытовых, рекрутских, игровых и многих других песенных жанров. Все это дало возможность молодому этнографу уже на втором курсе консерватории прочитать доклад, а затем и напечатать статью «Белорусские волочобные песни».

Через год, в сентябре 1936 года, в краковском еженедельнике «Курьер литературно-научный» появляется статья «Белорусская народная музыка», вызвавшая довольно широкий резонанс, так как была посвящена малоизвестной отрасли этнографии и знакомила читателей с архитектоникой белорусских народных песен. Г. Цитович продолжает свои фольклорные экспедиции, все время расширяя их географию. Он объездил всю Западную Белоруссию, побывал в самых глухих деревушках и хуторах. Где только не встречали фольклориста! Всегда по-дружески настроенный, веселый и остроумный, он был желанным гостем в любом доме, с ним всегда охотно делились своим искусством мастера народного пения. Переходя из одной деревни в другую, он видел и то, как белорусский народ боролся с насильственным ополячиванием, стремился сохранить свои обычаи, язык, песни. С большой любовью, как самую заветную ценность, собирал и записывал Цитович революционные песни, созданные населением Западной Белоруссии.

Цитович Г. И.В своей этнографической деятельности Геннадий Цитович не ограничивался сбором только белорусского фольклора. Его интересовали проблемы взаимного обогащения музыкальных культур разных народов. Так, изучая болгарские народные песни, он пришел к выводу, что в их построении есть много общего с белорусской песней. Не вызывали никакого сомнения и взаимосвязи белорусского фольклора с русским, украинским, польским и литовским. Позднее свои наблюдения и исследования о взаимовлиянии разных культур нашли отражение в статьях «Революционное народное творчество Западной Белоруссии (1919—1939)», «К вопросу о взаимосвязях белорусов и литовцев в области песенного фольклора», «Украинско-белорусские связи в народной музыке». В 1939 году трудящиеся Западной Белоруссии воссоединились в единой братской семье народов СССР. Широко и свободно зазвучала народная белорусская песня. Записи этнографа приобрели значительную му-зыкально-практическую ценность. К ним обращаются композиторы, руководители музыкальных коллективов художественной самодеятельности, их включают в свой репертуар известные исполнители.

Влюбленный в народное хоровое пение, Геннадий Цитович консультирует многие самодеятельные хоры, совмещая эту работу с деятельностью ответственного редактора музыкальных передач Барановичского областного радиокомитета. Как-то он услышал по радио выступление хора имени Пятницкого и стал мечтать о создании белорусского народного хора. Редакторская командировка привела его в деревню Большое Подлесье. Там он прослушал небольшой местный хор, который пел в чисто народной манере. Геннадий Цитович понял, что перед ним подлинный родник народного искусства и что именно здесь его ждет интересная творческая работа. С тех нор и началось тесное и постоянное сотрудничество с этим коллективом, который служил для него своеобразной лабораторией народного творчества. В 1940 году хор принял участие в областном смотре художественной самодеятельности и завоевал первое место. Высокий художественный уровень исполнения подтвердился и на республиканском смотре. Коллектив Подлесского хора выделяется для участия в Первой декаде белорусского искусства в Москве, где он выступает с большим успехом.

Поездка в Москву принесла Геннадию Цитовичу уверенность в том, что он находится на правильном пути, занимается делом, которому не жаль посвятить всю жизнь. Но через год началась Великая Отечественная война и только после ее окончания Геннадий Иванович Цитович восстанавливает творческий облик коллектива, готовит новые концертные программы. В 1945 году коллектив участвует в областном и республиканском смотрах художественной самодеятельности и завоевывает право вновь демонстрировать свое искусство в Москве. Известный советский композитор М. Коваль в газете «Советское искусство» 7 сентября 1945 года писал о выступлении хора села Большое Подлесье: «…женщины запели лирическую песню «Ой рэчанька, рэчанька». Необыкновенной красоты песню они пели тихо, как бы боясь расплескать ее чудесную мелодию, пели с той артистичностью, которая волнует и вызывает слезы умиления. Талантливый руководитель хора Г. Цитович доказал, на какой художественный уровень можно поднять колхозный хор». А вот что писал в газете «Правда» 8 сентября 1945 года знаменитый советский хормейстер А. В. Свешников: «Особого внимания заслуживает хор белорусской народной песни села Большое Подлесье Барановичской области (руководитель Г. Цитович). Этот хор представляет собой настоящий перл народного искусства. Исполнение хора полно неизъяснимого обаяния и теплоты. Исполнительская техника хора очень высокая, у него — идеальная интонация, исключительно выразительная нюансировка».

Одновременно Г. И. Цитович возобновляет свои фольклорные экспедиции. В его нотных тетрадях появляются новые записи народных песен. Были среди них и старые, традиционные песни и созданные совсем недавно. В 1945 году он услыхал в Плещеницах песню «Наш край» на значительно переработанный и сокращенный текст К. Буйло. Позднее, в хоровой обработке А. Богатырева, эта песня стала широко известной и широко исполняемой как профессиональными, так и самодеятельными коллективами. В том же году Геннадий Иванович записал в Бегомле «Песню пра Заслонава», а в деревне Юровичи Калинковичского района — песню, которая сразу же приобрела большую популярность. Это — бодрая, оптимистическая «Узышоу свецел месячык». В Лунинецком районе он записал «Піскую патызанскую», а деревни Козловичи и Тимковичи подарили ему частушки «Пра калгаснае жыццё» и «Пра партызан». Так за короткий срок у фольклориста накопился богатый материал, который он обобщил в своем научном докладе «Белорусская музыкальная практика сегодня».

Цитович Г. И.Г. И. Цитович — не только признанный авторитет в области этнографии. Он также и неутомимый, пламенный пропагандист белорусской культуры и требовательный художник. В 1952 году он становится художественным руководителем организованного им Государственного академического хора БССР, исполнительское мастерство которого теперь широко известно и Беларуси и за рубежом. Организация нового музыкального коллектива была связана с большими трудностями. Самобытность творческого облика белорусского народного хора требовала тщательного дифференцированного отбора исполнителей при комплектовании групп будущего коллектива: хоровой, танцевальной, оркестровой, а также кропотливой работы по формированию его репертуара, основу которого, по убеждению Геннадия Ивановича, должна составлять народная белорусская песня. Поскольку обработок национальных песен для белорусского народного хора с его специфическим звучанием и требованиями к хоровой аранжировке было мало, Геннадий Иванович приступает к созданию концертных обработок для своего коллектива. Так появляются знаменитые «Рэчанька», «Ой, рана на Івана» и другие. Хоровые обработки Г. Цитовича ценны прежде всего тем, что он претворяет в них приемы импровизационного народного многоголосия, натурально-ладовой гармонии и другие особенности народного музицирования. Г. Цитович не ограничивался только обработками белорусских национальных песен. На его творческом счету обработки русских, украинских народных песен. Большую помощь оказывает он и самодеятельным композиторам, создавая хоровые обработки их песен, среди которых «Наш Неман», «Пайду Ясю мілы» П. Шевко, «Нездаровіцца» П. Косача и другие. В репертуаре народного хора есть и оригинальные сочинения Геннадия Ивановича, написанные в народном стиле: «Як той Зосі давялося», «Калгасны вальс», «Беларусь мая» и другие.

Впервые народный хор выступил перед широкой аудиторией в дни празднования 35-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. А вскоре в Окружном Доме офицеров состоялись концерты коллектива со специальной большой программой в двух отделениях. Музыкальная общественность, белорусские композиторы, критика единодушно отметили, что коллектив поет чисто, звучно, обладает своеобразной исполнительской манерой. Так народный хор получил путевку в жизнь, началась его активная творческая деятельность: гастрольные поездки по Белоруссии и другим республикам, выступления на многолюдных праздниках песни, смотрах, конкурсах, по радио, многочисленные шефские концерты. Но самым значительным событием в творческой жизни совсем еще молодого коллектива было участие в концертах Второй декады белорусского искусства и литературы в Москве (1955).

О художественном уровне декадных концертов Государственного народного хора Белорусской ССР красноречиво говорили многочисленные рецензии в центральной печати, единодушно отметившие чистоту интонации, чудесное исполнение классических образцов белорусской народной песни, красочный показ народных танцев. Так, газета «Правда» 21 февраля 1955 года в очерке «Певцы, музыканты, танцоры Белоруссии» писала: «В Белоруссии широко развита хоровая самодеятельность. Из самодеятельности вышел и созданный в 1952 году Белорусский госу-дарственный народный хор под художественным руководством Г. Цитовича. Хоровая, танцевальная и оркестровая группы, которые составляют в целом народный хор, укомплектованы молодежью — участниками художественной самодеятельности Могилевщины, Полесья, Гомельщины и других районов республики. Молодежь принесла с собой много бодрости и задора. В то же время сколько народной мудрости вложено в исполнение простых, доходчивых песен белорусского народа! Слушаешь чудесные лирические, шуточные песни в исполнении женского хора и невольно забываешь, что звучат они со сцены,— кажется, что поют их девушки где-то в поле… Искусство этого коллектива поистине народное. Большая заслуга в этом — Г. Цитовича, известного белорусского этнографа и музыковеда…» А вот что писал об исполнительской манере народного хора композитор М. Коваль в газете «Советская культура» 20 февраля 1955 года: «Уже в самом начале творческого пути коллектива наметилась его характерная манера исполнения, которая восходит к белорусской песенности,— светлое лирическое звучание, мягкость смысловой трактовки без эмоционального «нажима», без резких контрастов. Программа декадного концерта показала возросшее мастерство этого хора…»

В 1957 году во время подготовки к Всесоюзному и VI Всемирному фестивалям молодежи в Москве Г. Цитовичу пришла мысль создать из числа артисток хора вокальный октет. Довольно быстро обозначился репертуар нового ансамбля. В него вошли белорусские народные песни «Рэчанька», «Пры Дунаёчку», «Рабшачка» в обработке Цитовича, «Закаці, закаці ты, яснае сонейка» в обработке К. Поплавского, несколько частушечных напевов и другие. А через десять лет Геннадий Иванович выпестовал еще один чудесный коллектив — женский вокальный квартет и дал ему ласковое название «Купалінка». Этот квартет сразу же получил широкое признание любителей музыки, а со временем стал самостоятельным коллективом. В 1968 году Геннадию Ивановичу Цитовичу за высокое исполнительское мастерство руководимого им хора, а также активную музыкально-просветительскую деятельность было присвоено высокое звание «Народный артист Советского Союза». Он стал активным пропагандистом белорусского музыкального искусства и за рубежом. Хор и его группы гастролировали в Польше, Румынии, Венгрии, Канаде, Болгарии, Финляндии, Франции. Интенсивная концертная деятельность, а также высокий уровень художественного исполнения стимулируют создание новых репертуарных произведений белорусских композиторов для этого коллектива. Он является первым исполнителем и интерпретатором многих песен В. Оловникова, И. Кузнецова, Ю. Семеняко и других композиторов. Трудно переоценить то благотворное воздействие, которое оказывает народный хор на развитие музыкальной культуры нашей республики и особенно на развитие самодеятельного искусства. Благодаря открытым концертам, передачам по радио и телевидению, записям коллектив приобрел необычайно широкую аудиторию слушателей. И не только слушателей, но и участников самодеятельных народных хоров, которые перенимают у своих коллег-профессионалов стиль исполнения, богатый репертуар, состоящий из лучших образцов традиционных и современных народных песен и танцев, произведений белорусских композиторов.

С 1974 года обязанности художественного руководителя Государственного народного хора БССР Г. И. Цитович передает талантливому хормейстеру М. П. Дриневскому и много времени уделяет культурно-просветительной, научно-исследовательской работе: принимает участие в пленумах и съездах Союза композиторов, международных симпозиумах и конференциях по фольклору, руководит семинарами самодеятельных композиторов, консультирует научные работы молодых музыковедов. Он много работает на радио, телевидении: создает несколько циклов концертов-очерков под общим названием «Белорусская народная музыка».

Цитович Г.И.За годы своей фольклорно-собирательской деятельности Г. И. Цитович записал более трех тысяч лучших образцов народного музыкального творчества и мог бы составить «Антологию» исключительно из них. Однако он изучил более пяти тысяч напечатанных фольклорных записей и свыше трех тысяч — из рукописных коллекций белорусских этнографов, выбрав из этого огромнейшего количества материала самое ценное в художественном отношении. Основным критерием при составлении «Антологии» были художественные качества не только напева, но и поэтического текста песен, стремление как можно полнее раскрыть все разнообразие известных жанров музыкального фольклора, по-казать песни из всех уголков Белоруссии. Нотный материал «Антологии» составляет два раздела: «Песни досоветского периода» и «Песни советской эпохи». В предисловии прослеживается и теоретически обосновывается последовательность процессов развития народного музыкального искусства, постепенность перехода от старой традиционной до современной народной песни, расширение ее диапазона, ритмическая и мелодическая эволюция. В комментариях к «Антологии» автор не только классифицирует материал по разделам и рассказывает, когда, кем, где и от кого записана та или иная песня, но и указывает ее варианты, в каких сборниках она печаталась раньше, какими композиторами и в каких произведениях была использована в качестве мелодического материала. Безусловно, что этот раздел книги необычайно полезен и нужен музыковедам, исследователям истории белорусской национальной музыки.

Как ученого-фольклориста, Г. Цитовича интересуют проблемы развития народного хорового многоголосия. Этой теме были посвящены работы «О двухголосном пении», сборник песен Подлесского хора «Белорусские двухголосные песни», сборник «Песни счастья», где собраны двух-, трехголосные песни советского времени. Важнейшим вкладом в развитие национальной музыкальной культуры является книга Г. Цитовича «О белорусском песенном фольклоре», в которой наиболее полно отражается направленность научной и практической деятельности автора. Круг проблем, охваченных в статьях этой книги, широк и разнопланов. В то же время для них характерно органическое внутреннее единство, что обусловлено и самим подходом исследователя к материалу и системным раскрытием тематики. В очерках ясно проявляются и творческие черты автора: огромная любовь к белорусскому фольклору и отличное знание его, широта, состоятельность научных выводов. По утверждению этномузыковеда 3. Я. Можейко, книгу по праву можно считать «энциклопедией белорусской народной музыки».

Г. И. Цитовичу принадлежит также приоритет в области исследования народного музыкального творчества, в котором нашли яркое отражение социальная и культурная жизнь белорусского народа. Он — автор очерков, статей, для которых характерен глубокий социальный анализ, смелые обобщения, основанные на обстоятельном знании фактического материала.

В 1978 году за создание «Анталогіі беларускай народнай песні» и книги «О белорусском песенном фольклоре» Г. И. Цитовичу была присуждена Государственная премия БССР. Творческие успехи Г. И. Цитовича в значительной степени обусловлены его эрудицией, глубоким и всесторонним знанием жизни народа, искренней, сердечной дружбой с создателями и исполнителями народной музыки. Лучшим отдыхом считает он поездки в самодеятельные народные хоры, часто бывает в Озерщине, Кореличах, Морочи и других деревнях. Но чаще всего бывает он в Большом Подлесье. Много лет прошло с тех пор, как талантливый художественный руководитель создал Подлесский народный хор и поднял его певческую культуру до уровня высокого искусства.

Осенью 1979 года в колхозном клубе торжественно отметили 40-летие Подлесского народного хора. Г. И. Цитович провел подготовку к юбилею и вновь хористы под его руководством исполняли песню про свою родную деревню: Меж полей широких На краю Полесья В садах расцветает Деревня Подлесье… А 16 февраля 1980 года на общем собрании колхозников Подлесского колхоза имени Ленина единогласно было принято постановление «О присвоении почетного звания «Заслуженный колхозник» Геннадию Ивановичу Цитовичу за многолетнюю и активную работу в колхозном производстве». Так он первым среди белорусских музыкантов получил это звание и гордится им.

Более чем за пятьдесят лет творческой деятельности сделано немало, но жажда новых записей, новых экспедиций, новых встреч с интересными людьми никогда не, проходила у Геннадия Ивановича. Летом он организавал продолжительные экспедиции, выбрав себе в спутники кого-либо из поэтов, композиторов, музыковедов или просто людей, которые любят природу Белоруссии, белорусскую песню, чудесных народных исполнителей. Народное искусство всегда остается молодым. И люди, влюбленные в него, отдающиеся ему без остатка, не стареют.