Валерий Гергиев: В России необходимо возродить культурные традиции

easterfestivalНа традиционной ежегодной пресс-конференции в Белом зале мэрии Валерий Гергиев презентовал программу XII Московского Пасхального фестиваля, который продлится в этом году с 5 по 16 мая.

Программу фестиваля посвятили 70-летию битвы на Курско-Орловской дуге, 200-летию Верди и Вагнера, чьи оперы прозвучат в Москве («Аттила», 3-й акт «Валькирии»), рождению Мариинки-2 и 100-летию «Весны священной» Игоря Стравинского (балет будет показан в Мариинке-2).

Новый рельеф фестиваля — участие детских хоров в программах Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. По традиции оркестр проедет на Пасхальном поезде по России (14 городов). В общей сложности за 12 дней будут даны 90 концертов симфонической, камерной и звонильной программ. Главные акценты предстоящей в мае музыкальной декады обозначил сам Валерий Гергиев.

Пасхальный поезд

Пасхальный фестиваль за 12 лет набрал очень серьезный ход, я со своим большим коллективом побывал более чем в 50 регионах. В этом году мы решили сосредоточиться на двух направлениях: первое связано с событием 70-летней давности — Орловско-Курская дуга, одна из самых трагических и самых переломных страниц Второй мировой войны, по городам — Смоленск, Белгород, Орел, Тула, Курск, Брянск, мы проедем между Пасхальным воскресением, 5 мая, и праздником Победы 9 Мая. Почти все эти города оркестр Мариинского театра посетит впервые. А после 9 мая поедем на Волгу: Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Вологда, Череповец. Наконец, Петербург и Москва.

Важно петь хором

Важно восстановление огромного общенационального процесса «Россия поет». Я только что был на совещании у вице-премьера Ольги Голодец, мы говорили об оргвопросах: как вернуть великолепную российскую традицию — чтобы наши дети пели? Мы все вышли из детских хоров. Я помню и себя 8-9-летним мальчишкой, эти уроки, наши хоровые концерты. Тогда считалось важным не потерять это завоевание национальной культуры. Сейчас, мы в более свободном пространстве — при этом разбрасываемся национальными ценностями. Не в каждой школе есть хор, уроки музыки вообще не считаются предметом. Об этом мы говорили и на Совете по культуре у президента. Возможно, одной из первых кульминаций будет участие грандиозного юношеского и детского хора в открытии Олимпиады в Сочи. 

Про звезд будущего

На Пасхальном фестивале замечательный детский хор будет на одной сцене с оркестром Мариинского театра. И такая встреча в каждом городе будет главной. В недалеком будущем открытие нового театра, Мариинки-2 — и там едва ли не ключевым будет выступление молодых артистов, юных певцов, детей, молодого или детского балета. Я говорю о наших будущих звездах, которые сегодня учатся в академии Вагановой, готовят себя к будущим выступлениям на сцене Мариинского театра. В каждом 10-летнем ребенке живет будущий, возможно, великий артист.

Дети хором

Не знаю, как прозвучат детские хоровые коллективы в Брянске, Костроме, Туле или в Орле, Курске, Белгороде, но я включаю их в свои программы с ожиданием чего-то чудесного. Пусть этих хоровых коллективов будет в стране тысячи: в каждой деревне, в каждом небольшом городке. Это ведь ничего не стоит: не надо строить громадных залов, театров, покупать дорогостоящие инструменты. Желательно только, чтобы появлялись акустические совершенные залы во всех регионах. В программах фестиваля есть «Военные письма» Гаврилина, очень редко звучащие. Детским коллективам дается полтора месяца, чтобы справиться с весьма сложным произведением. Конечно, на фестивале прозвучит музыка Чайковского, Рахманинова, Берлиоза, Брамса. Но главное — я почти условием сегодня ставлю в регионах — создание детского хора.

В измерении традиции

Мы говорим о том, как растет наша национальная экономика, забывая, что цифрами оценить рост или возрождение национальной культуры невозможно, — особенно в традиционной для России области хорового пения или блестящей подготовки инструменталистов. Сегодня, мне кажется, надо так же внимательно, как к экономике, к нестабильности в стране, отнестись к возрождению традиционно важных приоритетов России, ее культурных традиций.

Возвращение к великим

Одной из задач Пасхального фестиваля является возрождение традиций. Другой задачей является возврат к жизни великих произведений Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Глинки, Чайковского. Среди участников фестиваля — Ильдар Абдразаков, выступающий в Метрополитен-опере, Ковент Гарден, Рене Папе, выдающийся немецкий певец, Денис Мацуев. В прошлом году через интернет-трансляции мы привлекли колоссальное внимание к Пасхальному фестивалю. Сейчас готовятся к выходу диски: все симфонии Сергея Прокофьева, все его фортепианные, скрипичные концерты, звучавшие на фестивале.

Забытые оркестры

Мне кажется, что показывать оркестры мировые у нас очень важно. Но гораздо важнее — помогать восстановлению некогда знаменитых коллективов: в Казани, в Новосибирске, в Екатеринбурге. Подавляющее большинство российских оркестров нуждается в прямом финансировании.

Публика будущего

Студенчество это громадная сфера для нашей деятельности. Главный администратор Мариинского театра еще год назад говорил мне, что у нас уже не турист, а студент — главный зритель. И если до 550 выступлений в Петербурге ежегодно привлекают прежде всего студентов, то я могу этим гордиться. И Мариинка-2 будет прежде всего работать на образовательные программы, на привлечение в новый театр целых школ. На балет «Щелкунчик», например. Пусть для многих это будет первым знакомством с Чайковским.

О новом Мариинском

Мы планировали открыть Мариинку-2 новой оперной партитурой. Причем акцент делался на создание нового выдающегося произведения, а не на приезде знаменитой звезды. В первый же месяц нового театра мировая премьера, да еще написанная по заказу Мариинского театра, которая будет поставлена на сцене силами Мариинского театра. 10 дней назад Родион Щедрин завершил оперу «Левша». Это произведение прозвучит сначала в двух регионах России, а уже потом в Москве и Петербурге. Теперь приступаем к реализации этого произведения. М ы поставим его в афишу «Звезд Белых ночей». Все-таки это мировая премьера на новой сцене, и важно распределить человеческие и финансовые ресурсы. Мы пока осваиваем театр, делаем акустические тесты. Театр будет светлым, просторным, комфортным для публики.

Источник: Новотека — Классическая музыка

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>