Шостакович — Сочинения для хора

Дм. Шостакович
Дм. Шостакович (1906—1975)

Избранные сочинения Дмитрия Шостаковича для смешанного хора a’ capella и с сопровождением фортепиано.

Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для смешанного хора, соч. 88:

  1. Смелей, друзья, идем вперед! Слова Л. Радина;
  2. Один из многих. Слова Е. Тарасова;
  3. На улицу! Слова неизвестного автора;
  4. При встрече во время пересылки. Слова А. Гмырева;
  5. Казненным. Слова А. Гмырева;
  6. Девятое января. Слова А. Коца;
  7. Смолкли залпы запоздалые. Слова Е. Тарасова;
  8. Они победили. Слова А. Гмырева;
  9. Майская песнь. Слова А. Коца;
  10. Песня. Слова В. Тан-Богораза (из У. Уитмена).

Десять поэм написаны в 1951 году в Москве. Тексты взяты композитором из сборника «Революционная поэзия 1870—1917 гг.» (Л., 1950). Интонационно Десять поэм связаны с созданной позднее, в 1957 году, симфонией № 11 «1905 год», где во II, III и IV частях развиты музыкальные темы из хора «Девятое января».

Шостакович писал об этом произведении: «Десять поэм для хора объединены одной темой. Это революция 1905 года. Не знаю, в какой степени мне удалось передать дух эпохи. Но на музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда производила на меня русская революционная песня». Об истории создания цикла композитор рассказывал: «В процессе работы над музыкой к историко-революционным кинофильмам я много и внимательно изучал революционные песни, результатом чего явились мои Десять поэм для хора на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия». «Поэмы, пожалуй, первый мой опыт в области музыки для хора без сопровождения, если не считать небольших хоровых эпизодов из музыки к кинофильмам. Этот опыт я собираюсь продолжить и впредь. Меня искренне увлекает работа для хоровых коллективов. Государственный хор русской песни будет первым исполнителем моих новых произведений. Углубленная, тонкая работа над каждой поэмой этого замечательного коллектива и его руководителя A. Свешникова дает много ценного для меня как автора».

Сочинение впервые исполнено 10 октября 1951 года в Большом зале консерватории Государственным хором русской песни и хором мальчиков Московского хорового училища. Продолжительность звучания — ок. 40 мин.

В 1951 году за Десять поэм Шостаковичу была присуждена Государственная премия II степени.

В середине XX века Шостакович, подвергшийся в 1948 году очередному шельмованию власти как формалистический, чуждый народу композитор, должен был себя реабилитировать. Для этого, и просто для того, чтобы чем-то зарабатывать на жизнь, он писал музыку к многочисленным кинофильмам, в том числе таким, как «Молодая гвардия» и «Падение Берлина». В них были широко использованы хоры. В 1949 году была написана оратория «Песнь о лесах» на слова Евгения Долматовского, посвященная модной тогда теме о создании лесополос, должных защитить южные поля от черных бурь и засухи. Возможно, в русле этих работ, но кроме того и для более полной реабилитации композитор в 1951 году начал писать хоры на стихи революционных поэтов. Впрочем, возможно были и другие причины. Прежде всего, Шостакович, всегда стремившийся к совершенству, хотел наиболее полно овладеть принципами хорового письма. Кроме того, воспитанный в традициях русской интеллигенции, он сочувственно относился к революционерам рубежа веков, по-видимому, как и многие в те годы, считая, что их высокие идеалы были попраны советской диктатурой.

Для хорового цикла, который в окончательном виде получил название «Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для смешанного хора без сопровождения», композитор выбрал стихи «Смелей, друзья, идем вперед» Леонида Петровича Радина (1860—1900), «Один из многих» («Недолго он, вольный, в неволе прожил») и «Смолкли залпы запоздалые» Евгения Михайловича Тарасова (1882—1943), «На улицу» неизвестного автора, «При встрече во время пересылки» («Мы молча глядели друг другу в глаза»), «Казненным» («В этой келье, тоскливой и душной») и «Они победили» Алексея Михайловича Гмырева (1887—1911), «Девятое января» («Обнажите головы») и «Майская песнь» («Первое мая — праздник весны») Аркадия (Аарона) Яковлевича Коца (1872—1943), «Песня (из Уолта Уитмена)» («Не скорбным, бессильным») Владимира Германовича Тан-Богораза (1865—1934).

Хоры ор. 88 создавались очень быстро, в течение марта 1951 года. 28 марта композитор передал партитуру выдающемуся хоровому дирижеру, руководителю Государственного хора русской песни А. В. Свешникову. Премьера под его управлением состоялась 10 октября того же года в Москве.

«Десять поэм» отличаются использованием интонаций революционных песен, таких, как «Замучен тяжелой неволей», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», эпическим характером, смелым использованием декламационности. (Л. Михеева)

Хор (Народный плач) из кинофильма «Король Лир», соч. 137, 1970 год. Автор сценария и режиссер-постановщик — Г. Козинцев. «Ленфильм», 1970.

«Встречи с таким большим мастером, как Г. Козинцев, всегда приятны,— отмечал композитор,— однако на этот раз работа моя была усложнена тем, что съемочная группа находилась в Ленинграде. Я даже хотел отказаться от этого предложения, но любовь к Шекспиру, кино и моему другу Григорию Козинцеву победили. Это был долгий и кропотливый труд»

Две русские народные песни. Обработки для смешанного хора, соч. 104:

  1. Венули ветры;
  2. Как меня, младу-младешеньку.

Обработки написаны в Москве в 1957 году. Расшифровки этих напевов опубликованы позднее: «Венули ветры» — в сборнике «Русские народные песни Поволжья» (М., 1959, №95); «Как меня младу» — в сборнике «Традиционный фольклор Новгородской области» (Л., 1979, № 168).

Произведение впервые исполнено 24 ноября 1957 года в Москве в Большом зале консерватории Государственным академическим русским хором СССР. Продолжительность звучания — ок. 6 мин.

Обработки опубликованы в сборнике: Русские народные песни. Сост. Н. Котикова. Л.: Советский композитор, 1957 («Венули ветры» — протяжная песня Куйбышевской области, № 9; «Как меня, младу-младешеньку» — хороводная песня-скороговорка Новгородской области, № 17).